Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы


Витамины для души

Поле духовных встреч


Искусство своеобразное зеркало. Однако когда человек смотрит просто в зеркало  а ведь это интимный процесс, то нередко он видит там гораздо больше самого отражения. Если приглядеться к зеркалу искусства, то можно и в нем увидеть многое. Но это чрезвычайно трудная задача. Да и смотреть можно с разных точек зрения.
В соцветии человеческой культуры заметен лишь тот народ, который внес в нее свои оттенки цвета, а не повторил уже существующие. Благодаря выдающимся культурным и художественным . памятникам народ вписывает себя в историю навечно. Древнегреческая цивилизация исчезла, но сотворенное ею искусство живет и в наши дни. Причем действует оно не только на греков, а на все человечество, хотя и прославляет греков.
Суть интернационального, общечеловеческого представляет собой как бы следствие национального развития, и в первую очередь  следствие развития талантливой, современной национальной личности художника. В этом легко убедиться, если обратиться к не раз проверенному прошлому.
При оценке явлений сегодняшней художественной жизни мы смотрим на личность художника, особенно молодого, как астроном на звезду. Пока свет ее достиг земли, звезда в своем развитии уже ушла вперед. Необходимо сознавать, что личность истинного художника уже сегодня созрела и для завтрашнего дня.
У нас в Латвии большая семья живописцев. Довольно обширна и выставочная деятельность  как по объему, так и по географии. Хотя наша национальная живопись относительно молода, тем не менее и она результат усилий, чувств и мышления нескольких поколений. У нас есть свои классики и новаторы, свои лауреаты и академики, есть и плеяда молодых одаренных живописцев. И во все времена наша живопись привлекала внимание далеко за пределами республики. Это дает право считать латышскую живопись довольно серьезным явлением в нашем искусстве. Мы имеем основания радоваться. Но чтобы радость была длительной, следует быть зорким, обладать хорошим вкусом, быть всегда готовым дать отпор тому, что может угрожать ритмичной поступи нашей живописи.
Прислушаемся к словам наших соседей, критиков искусства: говорят, что нам присуща «беззаботная радость декоративных находок», что в наших работах якобы «много окружающей предметности, мало душевности», есть «стилизация», «маньеризм». С этим нелегко согласиться. Мне кажется, маньеризм глубоко негуманен и вместо мобилизующего зова превращается в надуманную, напыщенную демонстрацию своего превосходства.
Упрекают нас в камерности. Разве можно такую критику отрицать? Конечно, нет, в известных дозах она есть. Но важно знать, насколько эти дозы опасны для нашей живописи. Ведь в искусстве каждое последующее поколение стремится восполнить недостатки своих предшественников. Так было в 1960-е годы, так это происходит и теперь. А поскольку в наши ряды вступает большая плеяда молодых талантливых живописцев- женщин, процесс в сторону камерности продолжает развиваться.
Скорее всего, зрители редко отдают себе отчет в том, почему их волнуют нежность, камерность, уютность. Мне кажется, это явление надо воспринимать как ответную реакцию на последствия цивилизации, порождающей не уютность  бездушное строительство, загрязненность окружающей среды и т. д. Ведь уютность сама по себе не представляет ничего плохого.
Беспокоиться, на мой взгляд, надо не о том, что есть, а о том, чего не хватает. А не хватает настоящих захватывающих всех произведений. Не считаю, что это признак застоя нашей школы или отсутствия таланта у художников. Наоборот, наши художники активно включаются в жизнь народа, принимают участие в общественных процессах, наполняются духом времени  значит, можно ожидать широкого разворота насыщенного и углубленного творчества.
Латышской живописи всегда была свойственна крестьянская основательность. Характер нашего мировосприятия можно ясно увидеть уже в нашем фольклоре, где царит «приземленный романтизм» и предметное само по себе никогда не было самоцелью. Наши фольклорные «боги» исключительно добродушны, и в нашей живописи не развит дух отрицания  безобразное начало не становится языком искусства. Веру в творческие потенции наших художников дает также доброжелательное отношение к молодому, входящему поколению. Только сильный ведет за собой смену, слабый борется с ней.
Часто сталкиваемся с вопросом: ожидаются ли в нашей живописи перемены? Это вопрос непростой.
Молодежь вступает в общественную жизнь, в искусство относительно легко, без существенных противоречий (имею в виду талантливых художников). Довольно рано формируются профессиональная зрелость, мастерство. Это скорее благоприятствует развитию индивидуальности, но не общего мышления поколения. Оттого в ближайшее время существенных изменений, очевидно, трудно ждать.
Пока что молодежь начала с творческой программы предшествующего поколения. Но молодежь гораздо острее выявляет слабые стороны и недостатки своих предшественников, старается восполнить их. При этом повышаются требования, а вместе с тем создается доброжелательный климат для творческой конкуренции. Так что слияние двух и более поколений в едином русле считаю положительным, прогрессивным явлением. Думаю, что можно ждать серьезных результатов в направлении углубления профессионального мастерства и более объемного и точного нащупывания художественного образа, выражающего духовную жизнь современного человека. И не уверен, что это будет сделано одними и теми же авторами.

Галерея
Реклама
Творчество СССР. Все права защищены