Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы


Железный занавес

Современная живопись Турции


 

В последние годы в Турции наблюдается заметное оживление художественной жизни. Крупные экспозиции - выставка в Стамбульском музее живописи и скульптуры, традиционные выставки живописцев в Анкаре и Измире. Выставки позволяют говорить о своеобразии изобразительного искусства страны, о самобытности творчества мастеров разных поколений и школ. Наиболее отчетливо это своеобразие проявляется в живописи, в ее жанровых устремлениях и стилистических исканиях, достижениях и противоречиях.

 Зарождение современной турецкой живописи относится ко второй половине XIX века. В это время в стране начинает работать группа художников, получивших образование за рубежом, главным образом во Франции. Ориентация на западное искусство прочно сохранилась до начала нынешнего столетия. Академическая тенденция становится господствующей в стенах открытой в 1883 году в Стамбуле Школы изящных искусств, позднее преобразованной в Академию художеств. Ведущие живописцы этой школы, и прежде всего крупнейший мастер бытовой картины Осман Хамдибей, обращаясь к местной тематике, к мотивам родной природы, окружающей жизни, создают произведения, отмеченные стремлением к внешней декоративности, этнографическому рассказу.

 В первом десятилетии нашего века позиции академизма были решительно поколеблены проникновением импрессионизма, а позднее и распространением влияния других изобразительных систем так называемой «парижской школы». Под их воздействием в 1920-е годы в стране возникают художественные объединения, провинциальные варианты основных течений западноевропейского модернизма.

Одновременно усиливаются и реалистические тенденции, вобравшие в себя идеи антиимпериалистического национального движения 1919-1923 годов, которое привело к созданию в Турции республики. Творчество передовых мастеров обретает гражданственность, злободневность, оно активно использует достижении мирового прогрессивного искусства, опыт художников Советской России. Характерная черта турецкого искусства этого периода, интерес к национальному культурному наследию.

Наиболее определенно он проявился на раннем этапе деятельности мастеров так называемой «Группы Д», стремившихся освоить многообразные традиции отечественного искусства, сделать их достоянием современной творческой практики. Живописцы Нурулла Берк, Тургут Заим, Кемаль Толлу и другие обратились к широкому кругу изобразительных источников - от древнехеттских рельефов и книжной миниатюры османской Турции XVI-XVIII веков до существующей и поныне лубочной картинки.

 Желание изучить стилевые особенности национального искусства, рассказать об окружающей жизни самобытным художественным языком кажется еще более существенным на фоне активизации художников, примыкавших к различным течениям модернистского толка.

 Для искусства Турции 1950-1970-х годов показательно дальнейшее обострение творческой идейной борьбы, в процессе которой заметно укрепил свои позиции, и в то же время возросла деятельность прогрессивных художников, выступающих в защиту подлинно национального, социально значимого искусства.

 В современной турецкой живописи обычно принято выделять две главные тенденции: «европеизм» Стамбула и «регионализм» Анкары. Это деление возникло еще в довоенный период, когда художники «Группы Д» и близкие к ним «фольклористы» объединились в Анкаре, противопоставив национальную ориентацию своего творчества космополитическим устремлениям членов Стамбульской Академии художеств. Турецкие критики и сейчас придерживаются подобной классификации, пытаясь объяснить всю сложность современной художественной культуры страны простым соперничеством двух центров. На деле же реальное соотношение сил в новейшем искусстве Турции определяет не существование стамбульских «европеистов» и анкарских «регионалистов», а противоборство реализма и модернизма.

 Художники-реалисты видят свою задачу в правдивом отражении жизни народа. В произведениях живописи последнего времени появляются социальные мотивы, раскрываются противоречия, а подчас и трагизм повседневной действительности.

Галерея
Реклама
Творчество СССР. Все права защищены