Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы



направления и течения

Воспитание мастеров гобелена


Бурное развитие современного гобелена вызывает живой интерес и немало дискуссий.

В наши дни меняется само понятие задач и материала гобелена художественных приемов и технических средств исполнения. Этот процесс протекает параллельно с повышением и его образно-динамического потенциала, здесь и беспокойные ритмы, и смелое насыщение поверхности неоднородными фактурами, ломка классического прямоугольного силуэта, вплоть до образования самостоятельных пространственных форм.

 Возрождению гобелена сопутствовало его широкое применение в общественном интерьере, именно здесь гобелен (или текстильное панно, текстильная пластика) способен раскрыть неисчерпаемую многовариантность функциональных, цветовых, формообразующих связей с ансамблем интерьера.

 В Литве первые текстильные панно в общественных интерьерах республики встречаются в середине 1970-х годов, сегодня их число увеличилось во много раз. Постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» способствовало активизации учебного процесса. Накопленный опыт литовские художники передают молодым специалистам. На кафедре художественного текстиля Государственного художественного института Литовской ССР, которой руководит профессор Ю. Бальчиконис, студенты успешно работают над оформлением общественных интерьеров.

 Уже в студенческие годы, во время решения скромных учебных задач, происходит формирование активной творческой личности.

По словам профессора Бальчикониса, основными этапами в процессе становления художника являются не только освоение методологических основ пространственной организации произведений, способность «читать» неисчерпаемое богатство пластических форм, цветовых отношений, ритмов и пропорций в окружающей природе, но и умение целенаправленно подключить весь багаж знаний и техническое мастерство к решению конкретной задачи. Особенно важно в этом смысле выполнение дипломных работ на реальных объектах,  именно внедрение произведения в жизнь мобилизует творческую энергию и теоретические знания будущего специалиста.

 Одной из первых посчастливилось дипломнице Л. Иодинскайте,  ее работа предназначалась для комбината льна в Паневежисе. Дипломники 1973-1975 годов уже все работали над конкретными объектами. Гобелены Д. Буйвидайте, Н. Масколюнене, И. Станкявичюса предназначались для интерьеров Вильнюсского инженерно-строительного института, аппликация из батика В. Касперавичюса, гобелен Р. Миташюнайте  для интерьеров Государственного художественного института Литовской ССР, батик К. Бальчикониса  для санатория «Дайнава» в Друскининкай.

 При всем многообразии индивидуальных почерков, в этих работах молодых литовских художников прослеживаются существенные особенности национальной школы. Выявление темы интерьера происходит путем моделирования ассоциативно-поэтического образа. Все работы отличаются глубоким чувством природных свойств материала, строгой орнаментальной структурой. Ритм композиционных членений, соотношение светлого и темного, гладких и фактурно-рельефных плоскостей, цветовое решение образуют сложную систему гармонизации взаимосвязей с ансамблем интерьера. Здесь

ясно прослеживается стилистическая связь с традициями народного ткачества, скульптуры, а также с различными тенденциями развития современного гобелена во всем мире.

Развитие современного гобеленного ткачества открывает новый уровень взаимодействия с архитектурным пространством интерьера. Это требует синтеза в работе художника и архитектора уже в проектной стадии, а также ставит вопрос об углублении содержания учебных программ, разработке более специализированных методологических основ, сотрудничестве архитектора и художника.

 Необходимо систематизировать опыт самостоятельных творческих работ и высшей художественной школы в этой области.

Такое интересное явление в нашей художественной жизни, как применение гобелена, пространственных текстильных структур в общественном интерьере, раскрывает новые возможности текстиля  близкого человеку материала, способность которого создавать вокруг себя эмоциональное поле, вступать в контакт со зрителем трудно переоценить.

Галерея
Реклама
Творчество СССР. Все права защищены