Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы


направления и течения

Мультипликация вчера, сегодня и завтра


Мультипликация для маленького зрителя, это прежде всего яркое и захватывающее зрелище. Глядя на экран, он воспринимает сюжет и смысл фильма через рисунки. Художник-постановщик становится одним из первых воспитателей его эстетического вкуса.

Естественно, наиболее любимый и притягательный жанр - сказки. Богатство красок, юмора и прежде всего фантазия, органично входящие в их структуру, открывают большие возможности для творчества художника. В то же время они ставят и сложнейшие задачи. Работая над сценарием фильма, необходимо найти пластический эквивалент литературным образам, наиболее точный язык, которым можно выразить мысль, национальную особенность и стилистику произведения, сделать его понятным столь неискушенным зрителям, как дети. И без высокой профессиональной культуры, без глубокого знания материала и чувства стиля здесь не обойтись.

Маленьким зрителям всегда нравятся яркие краски, смешные персонажи, полет фантазии художника.Для себя я делю фильмы на «типажные» и «декоративные».В «типажных» главная роль отводится персонажам. Рисунок становится основой яркого и надолго запоминающегося характера героя мультфильма.

Второй вид  это фильмы, где главную изобразительную нагрузку несут декорации, или «фон», как мы говорим. Это, конечно, не исключает наличия в них выразительных персонажей и острой сюжетной завязки. Но главное, единая стилистика, изобретательно найденные композиции кадров, колорит, разнообразие материалов и фактур.

На мой взгляд, первый путь  «типажный»  в развитии мультипликации более плодотворен сегодня, и фильмы, созданные на этом направлении, наиболее интересны для детей. Раздел мультипликации на Всесоюзной выставке произведений художников театра и кино дает много тому примеров.

Так, в эскизах Ф. Ярбусовой к мультфильму «Заяц и лиса», созданному по мотивам одноименной русской народной сказки, все персонажи медведь, заяц, лиса, волк, бык и петух полны трогательности и, несмотря на большую условность и даже в какой-то степени гиперболичность, очень живы, близки и понятны зрителям.

Озорные, острогротескные персонажи в эскизах Р. Сахалтуева к мультфильму «Приключения капитана Врангеля» живут своей темпераментной и шумной жизнью. Поражают выдумка и неистощимая фантазия художника, сумевшего найти неповторимые черты в характеристике каждого из огромного числа действующих лиц.

Наконец  крокодил Гена и Чебурашка, столь полюбившиеся юным зрителям в мультфильме «Чебурашка». Дети с огромным вниманием и интересом следят за событиями в жизни главных героев и других персонажей фильма, которые являются и носителями эмоций, нравственной оценки тех или иных коллизий.

Выставка в достаточной мере дает представление и о другом типе мультипликации - «декоративном». Здесь прежде всего хотелось бы отметить работу Бакинского художника М. Панахи. Его эскизы к азербайджанской народной сказке «Петушок», решенные в стиле восточной миниатюры, красивы и гармоничны по цвету, глубоко национальны.

С точки зрения декоративного подхода, интересны и эскизы художницы Т. Полетики к мультфильму «Генерал Топтыгин». Изящная живопись, близкая кустодиевской манере, некоторая наивность в трактовке образов, юмор, теплая улыбка делают создаваемый ею мир привлекательным, близким, понятным и детям, и взрослым.

Работа киевского художника Г. Уманского к мультфильму «Как жены мужей продавали» светится добрым юмором, а забавные персонажи решены в лучших традициях украинского народного искусства. Безупречный вкус художника сказался тут полностью.

Известные театральные мастера О. Кочакидзе, А. Словинский и Ю. Чикваидзе (Самеули) часто используют весьма сложный графический язык (например, в эскизах к мультфильму «Волшебное яйцо»). Однако он ни в какой мере не мешает восприятию удивительно колоритиых, изобретательно показанных характеров героев- необычных, выразительных, очень национальных. Остается добавить, что художники являются одновременно и режиссерами этого талантливого, смешного и умного фильма.

Разнообразие языка, манеры и стиля произведений, представленных на выставке, говорит о том, что мультипликационное кино в нашей стране прошло большой путь развития. Раньше, особенно в послевоенные годы, все мультфильмы отличались однообразностью решений; возникало впечатление, будто все они делались руками одного или двух мастеров.

 Но начиная с 1960-х годов мультипликация бурно расцветает. Наряду с лентами красочными и одновременно лирическими - например, «Конек-Горбунок» художника Л. Мильчина, «Как грибы с горохом воевали» В. Никитина, создаются фильмы поэтичные, полные юмора - «Каникулы Бонифация» С. Алимова, «Вини Пух» В. Зуйкова и Э. Назарова, «Осенняя рыбалка» Н. Чурилова; фильмы острые, гротесковые - «Честное крокодильское» Н. Серебрякова, «Фантик» Д. Менделевича, Нередко появляются произведения с очень сложным изобразительным решением, вполне оправданным характером сюжетно-смысловых и эмоциональных коллизий (например, мультфильм Н. Орлова «Дом, который построил Джек»). Разнообразие стилей в современной мультипликации тесно связано с сегодняшним состоянием изобразительного искусства, с многообразием его форм, активным развитием всех его видов, и прежде всего графики, наиболее близкой искусству мультипликации. Вне меньшей степени оно связано и с расширением круга тем и проблем, которые поднимают художники, несмотря на всю «специфичность» этого вида искусства. Это объясняется также и приходом на киностудии отряда молодых, талантливых мастеров, их творческой активностью в процессе создания мультфильма.

Наконец, хочется сказать об удивительной способности детей легко воспринимать самые сложные замыслы художника. Может быть, это объясняется тем, что ребенок легко схватывает и жадно впитывает любые явления окружающего мира. Может быть, рисуя сам, он ничем не ограничивает полет своей фантазии и часто пользуется «своими метафорами» знаками и символами, полностью, по его мнению, выражающими все, что его окружает, о чем он думает. Но это вовсе не значит, что, рисуя для детей, художники могут позволить себе прибегать к нарочито зашифрованному языку.

Сегодня мультипликация развивается почти во всех союзных республиках. Отличаясь друг от друга и темпераментом и талантом, художники вносят в советское искусство мультипликационного кино яркий национальный колорит.

Галерея
Реклама
Изумительная ММО-игрушка бесплатно World of Warplanes торрент от крутой девелоперов . игра рулетка онлайн.
Творчество СССР. Все права защищены