Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Эстетика и борьба идеологий
Друзья обмениваются опытом
В связи с 35-летием Польской Народной Республики в нашей стране проходили Дни польской культуры. В Ленинграде состоялись выставки «Современный польский плакат», «Выставка советского плаката», а также совместное заседание секретариата Союза художников СССР и Союза польских художников. Участников совещания тепло приветствовали председатель правления СХ СССР Н. Пономарев, председатель правления Ленинградской организации СХ РСФСР Ю. Лоховинин, председатель правления Союза польских художников Я. Кочмар ский. С докладом о польском плакате выступил профессор Т. Грабовский. Говоря о развитии этого искусства в Польше, докладчик, в частности, сказал: — Все высшие художественные учебные заведения Польши имеют лаборатории плаката, во главе каждой—известный мастер. Т. Грабовский подробно рассказал о работе филиала Академии изящных искусств в Катовицах, где преподает сам. Не случаен выбор этого города: здесь центр развитого промышленного района страны. В свою очередь это обстоятельство повлияло и на формирование учебной программы. Ее главная устремленность — воспитать специалистов, владеющих пространственным графическим проектированием. Лабораторные занятия по плакату проходят на третьем и четвертом курсах. Вначале студенты получают от педагога представления о комплексе задач, стоящих перед «проектировщиком плаката», о главных закономерностях его изобразительного языка. Студенты воспитывают в себе умение свободно владеть рисунком, графическими техниками, фотографией еще во время занятий на младших курсах в лаборатории предварительного проектирования. На четвертом году обучения задания усложняются. Ставятся задачи изобразить обобщенные понятия: «молодость», «труд», «отдых», «ложь», «одиночество», «радость», выразить ассоциативные связи: «времена года», «дни недели», найти символику цвета: «красный», «черный», «розовый»... На пятом курсе студенты разрабатывают плакаты на конкретные темы: «Алкоголизм», «Против курения», «15 лет угольной шахты», «Олимпиада-80 в Москве» и т. д. Дипломная работа делается самостоятельно. Кроме обязательной программы обучения, студенты создают плакаты на местные производственные темы, сельскохозяйственные, культурные (например «Театр», «Кавказский меловой круг» Брехта). Учащиеся приглашаются участвовать в конкурсах и часто удостаиваются наград, почетных дипломов. Международная Биеннале плаката в Варшаве и Биеннале в Катовицах дают возможность молодым художникам систематически представлять свои листы на суд зрителей. Докладчик особо остановился на выставках в Катовицах, которые проходят уже восьмой раз. Недавняя экспозиция вобрала 579 работ 178 авторов. Цель ее — конфронтация сил, оценка идейных, художественных уровней и функций польского плаката. Выставочная комиссия принимает и печатные листы и проекты. Выставки показывают, что преобладает плакат информационный, политический развивается более скромно. Следует отметить также, что понятие «политический» расширилось, потому что плакат обратился к проблемам самым широким — общественным и международным. Важно упомянуть и другое: много выдающихся деятелей польского искусства работают над плакатом. Говоря об изменениях, которые произошли в этом виде искусства, докладчик подчеркнул, что изобразительный язык становится более сильным, расширилось поле деятельности плаката, он обрел новые функции, став элементом церемониала, как флаги, вывешенные на зданиях. Плакат формирует настроение, поднимает престиж праздников, закрепляет в сознании важные события современности. Есть и еще одна его миссия: он создает поэзию «цветущих» молотов, конструкций, труб, славит победы труда, создает сияющую красочную хронику двадцатого века! — У нас есть все возможности для дальнейшего плодотворного сотрудничества советских и польских плакатистов,— сказал в своем докладе секретарь правления СХ СССР О. Савостюк. — Это сотрудничество опирается на богатые традиции, общие для истории советского и польского плаката. Называя имена мастеров боевой публицистики, докладчик прослеживает единство их творческих устремлений, общность идейно-художественных задач, успешно решенных на конкретном жизненном материале. Освещая этапы развития советского плаката, О. Савостюк особое внимание уделяет сегодняшнему состоянию этого вида творчества. Прочность внутреннего и международного положения СССР, построившего развитое социалистическое общество, придала плакату свою функцию. Его главный пафос — в утверждении мирных завоеваний народа, в показе их значимости. Прочность, стабильность нашей жизни находят выражение в многочисленных произведениях, посвященных знаменательным датам, всенародным праздникам. Их торжественность, мажорность, праздничная декоративность — прямое выражение исторического оптимизма. Вместе с этим, — отметил докладчик, — внимание художников направлено и на создание плакатов, способных помочь в борьбе с трудностями, встающими на пути строительства нового общества, мобилизующих усилия масс. Большое внимание уделяется плакату, посвященному международным проблемам. Говоря о тенденциях в плакатном искусстве, докладчик остановился на анализе художественных средств, на задачах создания обобщенного образа современника, способного выразить главные тенденции времени. Очень важно, чтобы поиски синтезированного образа шли не за счет внешней стилизации, а основывались на постижении сложного, подчас противоречивого внутреннего мира человека. В советском плакате,— отметил О. Савостюк, — ясно различима тяга к монументализации формы, декоративности, сближению плаката с панно, монументальной росписью; вторая линия развития ведет в сторону дизайна, промышленной графики. Молодежная выставка показала, что плакатисты активно ищут новые художественные приемы выражения. Отмечая важную роль Биеннале плаката в Варшаве, докладчик подчеркнул, что следует преодолеть аморфность программы этого международного смотра. Более четко выраженная позиция привлечет свежие силы, представляющие «социально ангажированное мировое современное искусство». Мы за смелый новаторский плакат, но против эстетического снобизма, обыгрывания технических формальных концепций. Задачи плаката как искусства публицистического — быть одним из средств общественного прогресса! Участники совещания просмотрели большое число слайдов — наиболее интересные работы студентов, плакаты польских и советских мастеров на различные темы современности, зримо показывающие плодотворные тенденции, которые развиваются в искусстве обеих стран. |
Галерея
Реклама
ткани оптом в москве, высокое качество. . Раствор добавки для бетона. . Окна из дерева в Москве: окна из дерева цена .
|
|