Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Эстетика и борьба идеологий
На магистралях векаВиктор Кузьменко — художник-публицист. Понятие это в изобразительном искусстве имеет несколько иное содержание, чем в литературе, но в основе подхода к жизненному материалу и публициста-литератора. У публициста-художника лежит нечто общее, во-первых, быстрота и острота отклика на события; во-вторых, художественность. Этот признак, уравнивающий публицистику в «правах и обязанностях» с другими видами искусства, в то же время сугубо специфичен, то есть требует для своего воплощения специфических именно для публицистики художественных средств, хотя она не пренебрегает и «чужой» спецификой. Творчество Кузьменко демонстрирует оба эти качества в их живой и естественной взаимосвязи. Но его отличает еще одно важное качество — интенсивность, повседневное вдохновение «в рабочей упряжке». О том, что это именно так, свидетельствовала недавняя выставка работ художника в Киеве — «Три поездки на БАМ». За двенадцать лет работы после окончания Украинского полиграфического института им. Ивана Федорова Кузьменко проиллюстрировал множество книг. Из них три, очерки о поездках на БАМ. Где он наряду с писателями Л. Горлачем и С. Тельнюком выступил полноправным соавтором («Магистраль века», «От Днепра до Амура», «Дальневосточное кольцо»). За это время он «оформил», то есть в значительной мере определил стиль около двухсот номеров разных журналов, из них более ста пятидесяти - иллюстрированного журнала «Отчизна», главным художником которого он является. Что же касается путевых зарисовок, набросков, станковых гравюр, монотипий, живописных работ, созданных во время поездок, то их учесть и вовсе невозможно, и не только из-за количества, но и потому, что многие из них рассеяны на огромных пространствах — в рабочих клубах, общежитиях, вагончиках строителей — с дарственными надписями художника. В работах Кузьменко живет скорость века, порождающая новую пластику, новую траекторию карандаша или фломастера — предельно обобщенную, как бы «проскакивающую» все то, что в данный момент не интересует художника. На выставке можно было увидеть много живых сцен, характерных черточек бамовского быта. Это, в сущности, репортаж, сделанный в полном соответствии с главной задачей командировок, в которых он был вместе со своими друзьями-писателями по заданию Центрального Комитета комсомола Украины именно для создания художественно публицистического репортажа. Художник не скрывает репортажного характера работ. Даже вернувшись из поездки, дорабатывая для издания и выставок. Он не только сохраняет в неприкосновенности, но подчас даже подчеркивает впечатление «сиюминутной» сделанности листа, и потому процарапанные спичкой в красочном слое , вместо белил стволы березок, «неточная» линейная перспектива, абрис фигур — словом, все то, что способно подчеркнуть живую достоверность изображенного, не мешает зрителю, не искажает образно-смысловой сердцевины событий, их эмоциональной атмосферы. Масштабы увиденного огромны. Темп движения «бамовского экспресса» стремителен. В поле зрения художника попадает такое великое множество лиц, предметов, фактов, что впору захлебнуться. Рабочее же пространство художника, даже если это не альбомный листик, невелико. Каждый художник ищет и изобретает свои приемы и способы выражения. Ищет их и Кузьменко, ищет и находит, пусть не всегда безупречные с точки зрения мастерства, но всегда надежно работающие на эмоциональную и фактографическую достоверность. Она всегда оказывается сильнее и «конструкторского» рационализма и формальных огрехов. Калейдоскопическая смена впечатлений, огромная масса «сырого» материала заставляют художника применять почти кинематографический монтаж: вносить элемент коллажности даже в те листы, где коллаж как таковой отсутствует.
|
Галерея
Реклама
|
|