84ed7563
Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы
  • Поддержка сайтов
  • Рекламное агентство. Разработка фирменного стиля, создание презентаций.
  • methodlab.ru

  • Продажа бытовой техники - Хлебопечи Lg . Хлебопечи LG в Moskvabyt.
  • deshevle.ru

Эстетика и борьба идеологий

На магистралях века


Виктор Кузьменко — художник-публицист. Понятие это в изобразительном искусстве имеет несколько иное содержание, чем в литературе, но в основе подхода к жизненному материалу и публициста-литератора. У публициста-художника лежит нечто общее,  во-первых, быстрота и острота отклика на события; во-вторых, художественность. Этот признак, уравнивающий публицистику в «правах и обязанностях» с другими видами искусства, в то же время сугубо специфичен, то есть требует для своего воплощения специфических именно для публицистики художественных средств, хотя она не пренебрегает и «чужой» спецификой.

Творчество Кузьменко демонстрирует оба эти качества в их живой и естественной взаимосвязи. Но его отличает еще одно важное качество — интенсивность, повседневное вдохновение «в рабочей упряжке». О том, что это именно так, свидетельствовала недавняя выставка работ художника в Киеве — «Три поездки на БАМ».

 За двенадцать лет работы после окончания Украинского полиграфического института им. Ивана Федорова Кузьменко проиллюстрировал множество книг. Из них три, очерки о поездках на БАМ.  Где он наряду с писателями Л. Горлачем и С. Тельнюком выступил полноправным соавтором («Магистраль века», «От Днепра до Амура», «Дальневосточное кольцо»). За это время он «оформил», то есть в значительной мере определил стиль около двухсот номеров разных журналов, из них более ста пятидесяти - иллюстрированного журнала «Отчизна», главным художником которого он является.

 Что же касается путевых зарисовок, набросков, станковых гравюр, монотипий, живописных работ, созданных во время поездок, то их учесть и вовсе невозможно, и не только из-за количества, но и потому, что многие из них рассеяны на огромных пространствах — в рабочих клубах, общежитиях, вагончиках строителей — с дарственными надписями художника.

 В работах Кузьменко живет скорость века, порождающая новую пластику, новую траекторию карандаша или фломастера — предельно обобщенную, как бы «проскакивающую» все то, что в данный момент не интересует художника.

 На выставке можно было увидеть много живых сцен, характерных черточек бамовского быта. Это, в сущности, репортаж, сделанный в полном соответствии с главной задачей командировок, в которых он был вместе со своими друзьями-писателями по заданию Центрального Комитета комсомола Украины именно для создания художественно публицистического репортажа.

Художник не скрывает репортажного характера работ. Даже вернувшись из поездки, дорабатывая для издания и выставок. Он не только сохраняет в неприкосновенности, но подчас даже подчеркивает впечатление «сиюминутной» сделанности листа, и потому процарапанные спичкой в красочном слое , вместо белил  стволы березок, «неточная» линейная перспектива, абрис фигур — словом, все то, что способно подчеркнуть живую достоверность изображенного, не мешает зрителю, не искажает образно-смысловой сердцевины событий, их эмоциональной атмосферы.

 Масштабы увиденного огромны.  Темп движения «бамовского экспресса» стремителен. В поле зрения художника попадает такое великое множество лиц, предметов, фактов, что  впору захлебнуться. Рабочее же пространство художника, даже если это не альбомный листик, невелико.

 Каждый художник ищет и изобретает свои приемы и способы выражения. Ищет их и Кузьменко, ищет и находит, пусть не всегда безупречные с точки зрения мастерства, но  всегда надежно работающие на эмоциональную и фактографическую достоверность. Она всегда оказывается сильнее и «конструкторского» рационализма и формальных огрехов.

Калейдоскопическая смена впечатлений, огромная масса «сырого» материала заставляют художника применять почти кинематографический монтаж: вносить элемент коллажности даже в те листы, где коллаж как таковой отсутствует.

 

Галерея
Реклама
Творчество СССР. Все права защищены