Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы


  • Сервис apple
  • Обсуждение материалов в форуме. Адреса салонов в Москве и городах России.
  • restore-apple.ru

создавали и творили

Костюм в кино


Изучая творчество большого художника, писателя, режиссера, зачастую убеждаешься, что искусство костюма способно дарить радость вдохновения и более того — озарения. Любопытно в этой связи откровение Федерико Феллини: «Словно при вспышке молнии я увидел перед собой весь мой фильм («Сладкая жизнь»), его изобразительное решение благодаря современной женской моде. Однажды, приглядываясь к окружающим, я обратил внимание на прогуливающихся дам, одетых в какие-то фантастические, совершенно преображающие их туалеты. Это было такое увлекательное зрелище, что я словно прозрел и тотчас представил, в каком стиле буду ставить свой фильм. Деформация, то смешная, то устрашающая, но во всех случаях фантастическая, должна была помочь мне рассказать то, что хотела излить моя душа».

 Страницы, посвященные костюму, можно встретить в творческом наследии Бальзака и Золя, Франса, Бодлера, Барро, Антуана, Гоголя, Достоевского, Станиславского, Луначарского, Таирова, Акимова... Пространные рассуждения, меткие замечания, увлекательные фабулы, сочиненные на костюмных метаморфозах, яркий мир образов, вылепленный посредством атрибутов одежды, — все это сообщает особый ореол феномену костюма, заставляет пристальнее вглядеться в исторически складывающуюся «лексику» и выразительные возможности «языка» этого искусства.

 Всесоюзная выставка «Художники театра и кино» предоставила много места «цеху» художников, занимающихся внешним обликом экранного героя. Каждый из авторов дает свои неповторимые интерпретации известных форм одежды, орогащая тем самым пластические возможности воплощения идей и образов сценария, усложняя палитру красок фильма.

 При всей специфичности задач творчество художника по костюму имеет много общего с другими видами искусства. Трехмерность человеческого тела заставляет его мыслить, подобно скульптору, объемно-пространственными категориями. Орнаментальный характер ткани, декора, а также цвет, активно участвующие в формировании образа, ставят задачи плоскостного, графического решения и колористической аранжировки костюма в пространстве и во времени экранного действия. Функциональность, зависимость художественного решения от назначения, а также технологического процесса сближает творчество художника по костюмам с искусством архитектора и декоратора. Недаром костюм иногда называют портативной архитектурой.

 Безусловно, творчество художника невозможно рассматривать изолированно от режиссерской концепции. Именно с этой точки зрения особенно интересны представленные в экспозиции работы Л. Нови. Эскизы костюмов к фильмам «Бег» и «Легенда о Тиле» в определенном смысле являются программными для творчества этого вдумчивого мастера. Нови считает, что главное в костюме — силуэт, графическая ясность и точность рисунка. Этот принцип выдержан ею уже в одной из ранних работ— в фильме «Андрей Рублев», где художница раскрывается как тонкий рисовальщик и колорист, создающий глубоко психологические портретные зарисовки с учетом специфической «живописности» черно-белого изображения. Эскизы костюмов к фильмам «Бег» и «Легенда о Тиле» скорее сродни рисункам архитектора.

  В них чувствуются уверенная рука, безошибочное понимание архитектоники создаваемой композиции. Нови использует выразительность геометрически четких форм, контурной линии, звучность светлых и темных пятен. Из всего этого возникает ясно читаемая форма костюма, которая несет в себе и черты индивидуальности. Нови всегда чутка к замыслу постановщика. И киноэпопея «Бег», воспроизводящая через судьбы героев катаклизм, пережитый целым поколением, где личное, зависящее от событий истории, приобретает некую имперсональность,— не исключение в ряду ее работ. В эскизах костюмов присутствует тот нерасчлененный охват эпохи, который характерен для всего фильма.В них отсутствуют бытовые детали. Обобщенность, лаконизм наряду с экспрессивностью и остротой рисунка имеют много общего с некоторой условностью игровой стихии и эксцентризмом исполнительской манеры актеров.

 

Галерея
Реклама
Творчество СССР. Все права защищены