Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы
Художник

Борис Королев


Далее вычленялись определенные закономерности, общие для этих видов: «закон формы, пространства, конструктивный подход». Одним из выводов заседания явилось решение «об организации на взаимодействии» разных видов искусства, то есть «синтеза» искусств.В то же время «каждая форма и комбинация форм рассматривались как условные носители определенных идей и эмоций разнообразного характера («квадрат - форма, не имеющая движения», «куб выражает покой», «сдвиг плоскостей или объемов создает движение» и т. д.)1; «спираль <...> расценивалась <...> не иначе, как «символ революции».

Монументальная скульптура Королева нагляднейшим образом иллюстрирует подобное понимание задач архитектуры и пластики. В программе памятника Борцам революции в Саратове он объяснил метафорическое значение каждой формы постамента: «восточная сторона <...> начинается с пьедестала (подножия памятника) мелкими ступенями революционного движения»; «после революции 1905 года наступает черная реакция, которая па памятнике изображена слева полукругом <...>», «революционные силы вновь растут <...>», «этот период <...> изображен в виде острого клина

Благодаря теоретической подготовленности Королев добился главного: выразительности художественно-образного единства архитектуры пьедестала и пластики фигуры рабочего, которые в синтезе воспринимаются, по словам И.Хвойника, как «драматически-напряженный» монумент.

Проблема синтеза разрабатывалась Королевым еще в первых вариантах памятника К.Марксу и Освобожденному труду (1919 - 1920), в которых постамент выступал как органичная пластическая часть скульптурного объема. В памятнике Борцам революции в Саратове постамент-архитектура выражает конкретные идеи и в то же время является частью синтетического художественно-образного единства.

Следующий этап разработки идей синтеза нашел выражение в памятнике В.И.Ленину в Ташкенте. В этом произведении монументальная статуя и архитектурное основание важны и значительны каждый по-своему. Впечатляющее единство достигалось благодаря эффекту противопоставления выразительных возможностей скульптуры и архитектуры.

На основании сохранившихся произведений, проектов можно предполагать, что дальнейшие поиски синтеза архитектуры со скульптурой шли в том же направлении (эскизы памятника А.И.Желябову, скульптурного оформления Дворца Советов, Центрального стадиона в Измайлове). Противопоставление, контраст воздействия разных видов искусства (архитектуры и скульптуры) с целью активизации впечатления - еще более трудный путь к достижению синтеза, требовавший глубокого изучения всех архитектурных категорий. Ведь архитектура не должна подавлять скульптуру, а, напротив, усиливать воздействие ее выразительных средств.

Создавая памятник, Королев стремился постичь психологию человека, найти выразительное образное решение. Большинство монументов (об этом свидетельствуют документы) сооружались в несколько этапов, и среди них одним из важнейших являлась работа над портретом. Королев должен был проникнуть в духовный мир своего героя, понять его характер, сопережить его чувства и мысли. Портрет оставался самостоятельной станковой скульптурой, по оп давал Королеву ключ к монументально-психологической трактовке. Синтез, понятый как единство противоположностей скульптуры и архитектуры, помогал Королеву оттенить, подчеркнуть в статуе психологизм образа.

Изучение архитектуры и синтеза имело существенное значение для работы в области станковой скульптуры. Самые, казалось бы, «живописные» произведения Королева всегда отличает архитектоничность, устойчивость внутренней конструкции. Это качество, обогащаясь, видоизменяясь, объединяет произведения разных лет.

Работа над обнаженной натурой явилась своеобразной лабораторией поисков Королева в области пластики, давая подчас блестящие произведения, выполненные в мраморе, дереве, бронзе, в которых кредо скульптора выражалось с наибольшей свободой и полнотой. Очень важно, что все работы он выполнял сам: то есть сам ваял из мрамора, сам рубил в дереве, активно участвовал в литейном процессе.

В воспоминаниях о юности («1905 год»), в выступлениях на конференциях, сессиях Академии художеств, обсуждениях выставок он стремился осмыслить свой жизненный путь и путь, пройденный советской скульптурой, определить свое место в истории советского искусства. В 1944 года, выступая на вечере в музее. С.Голубкиной, он выделил следующие этапы развития советской скульптуры, нашедшие отражение и в то творчестве: импрессионизм как :мировоззрение, которое позволяет под ней видеть такими, какими они бывают в истинные моменты своего внутреннего выражения»; «аналитический период, когда искусство стремиться вскрыть, изучить все цементы, из чего создается произведение искусства, особенно скульптуры - масса, объем, форма, конструкция, фактура, динамика, статика и т. д.»; «период синтетической законности», прошедший под знаком переосмысления классического наследия. Все этапы творчества, в понимании Королева, объединены пафосом познания жизни - реализмом.

Важной областью творчества Королева являлась его педагогическая деятельность. Начатая в 1913 году, она продолжалась до 1951-го. Королев работал во Вхутемасе - сначала ассистентом мастера (А.Т.Матвеева), затем преподавателем, профессором, некоторое время деканом скульптурного факультета. Естественным завершением педагогической практики стало создание «Учебного пособия по скульптуре» - итога его творческой и теоретической деятельности. В нем отразилось конкретно-историческое понимание Королевым миссии скульптора в нашем обществе и тех качеств, которыми обязательно должен обладать советский художник.

Все выступления Королева, посвященные подготовке скульпторов, объединяет пафос основной цели - формирование художников-творцов.

Борис Данилович Королев вошел в историю отечественного искусства как выдающийся монументалист, инициатор изучения и решения проблем синтеза искусств, мастер исторического портрета, замечательный педагог.

 

Галерея
Реклама
эмулятор лямбда зонда . перила из нержавейки
Творчество СССР. Все права защищены