Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы



Вернисажи

Показывают плакатисты Прибалтики


Церковь святого Петра в Риге, посаженная в клетку строительных лесов, выглядела неуютно. Но прохожие, подойдя ближе, невольно останавливались, привлеченные пестротой красочных мазков, разбросанных по грубым доскам, прикрывающим фасад здания. Эти цветные пятна перекочевали сюда с афиши, открывавшей очередную выставку плаката Прибалтийских республик.

Рижские плакатисты во главе с Л. Шенбергом, по проекту которого строилась экспозиция, стремились к тому, чтобы она отражала разнообразие представленных работ. Ее красочность, обилие цвета создавали торжественное, праздничное настроение.
На выставке бросается в глаза многообразие жанров плаката  политического, зрелищного, рекламного. Плакатистам Прибалтики в высокой мере свойственно раскрывать смысл, идею плаката через ассоциативно-метафорический ход. Так, в листе Ю. Димитерса (Латвия) «Добро пожаловать в Чили» художник достиг публицистичности и остроты звучания темы, уподобив плакат яркой лакированной рекламной открытке, в которой на фоне моря и пальм танцует пара в национальных костюмах. Открытка пробита пулеметной очередью.

Ту же тему против чилийской фашистской хунты литовская плакатиста А. Жилинскайте решает через совсем иной метафорический ход. Плоскость стального цвета уходит как бы в бесконечность. В правом верхнем углу - свастика, она же решетка тюремного окна, в котором, как пламя, горит слово - «Чили».
Латышский художник Г. Смелтерс тему борьбы за мир раскрывает через образ ребенка, прижимающего к себе земной шар. Тревожный таинственный свет, идущий как бы из космического далека, откуда может прийти несчастье, освещает детскую фигурку. Тема раскрыта так ясно и просто, что художнику не понадобился текст. Здесь смысл раскрывается не только через само изображение, но и цвет становится активным символическим выразителем идеи.

К удаче в решении политической темы относится и лист Л. Шенберга (Латвия) «1917», изобразившего серебристую сферу со знаменательной цифрой, которая, как молния, опоясала земной шар. Во всех этих плакатах радуют не банальность пластического хода, острота выдумки. Продуманностью художественного решения отличаются все лучшие экспонаты выставки, особенно зрелищный плакат Латвии.

Выставка говорит о высокой графической культуре художников Прибалтики, об их тонком понимании роли цвета в плакате. Как виртуозно строит свои декоративные композиции латышский плакатист Г. Кирке! В его зрелищных и рекламных афишах, построенных на линии и цвете, геометризированные элементы формы создают иллюзию движения. Весь их строй соответствует характеру самого художника, его энергии и оптимизму. Другой рижский художник  Ю. Ринкис, живущий на побережье, прекрасно передал и свою любовь к морю, и свои ощущения по поводу Олимпиады в листе «Таллин- 80», построенном на тонких нюансах синего цвета.


Большие живописные традиции Латвии оказали влияние и на развитие латышского плаката, который сейчас заявляет о себе все более активно и интересно. Ряды графиков Латвии пополнила талантливая молодежь, в плакате плодотворно работают и театральные художники, создающие афиши к оформленным ими спектаклям. Театральные плакаты И. Блумберга отличаются неожиданностью решений, интригой, вызывающей у зрителя желание посмотреть спектакль. Так, афишу к спектаклю «Село Степанчиково» по Достоевскому художник решает, изображая танцующую ногу и «клубок» человеческих фигур. Умение раскрыть смысл пьесы в лаконичном, концентрированном образе, очень простом и выразительном, идет от «театральности» художника, от знания сцены. Рекламы такого мастера, как Г. Земгал, запоминаются остротой выдумки, большим чувством юмора. В афишах к комедии «Хитроумный план щеголей» Земгал изобразил игрушечный кубик, в который поместил персонажей спектакля.

Литовский плакат, как и прежде, отличают умение подчинить все средства пластической выразительности раскрытию замысла, оригинальное претворение своих национальных традиций деревянной гравюры и прикладного искусства. Заметнее стало желание использовать приемы промграфики, а также элементы стилей «ретро». Ведущие мастера Ю. Галкус, В. Каушинас, И. Гудмонас и другие работают сейчас так же увлеченно и с таким же энтузиазмом, как и десять лет назад. Тому доказательство - выставка. Среди работ Ю. Галкуса лист «Фестиваль детских кукольных театров» останавливает внимание пластической выразительностью самых разнообразных комических ситуаций. Смешной маленький глиняный человечек жонглирует разноцветными предметами: композицией, светом, цветом художник создает физическое ощущение тяжести этих предметов и легкости, с которой манипулирует ими веселый персонаж кукольного театра.

Тонко и эмоционально раскрывают тему музыки В. Каушинас и И. Гудмонас. Разные по творческим индивидуальностям, они оба строят плакаты на соединении изысканных графических начертаний и великолепного шрифта. Умение сделать шрифт неотъемлемым компонентом композиции отличает и лист Р.Дочкуте «Выставка народного творчества», и работу Р. Банзайте «Юбилей Вильнюсского университета».

Прибалтийские плакатисты всегда со вниманием относились к шрифту, его начертанию и месту в композиции. Особенно памятны в этом смысле работы эстонских мастеров. Но ведь важно не только красивое графическое исполнение шрифта, но главное  смысл написанного. Текст должен быть лаконичным, точным, метким, остроумным. От этого в большой мере зависит успех плаката. Мы, плакатисты, знаем, как мучительно втискивать длинный, аморфный текст или бездарные стихотворные строчки в изобразительное решение.

 

Галерея
Реклама
Творчество СССР. Все права защищены