Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
Другие материалы
|
Аттрибуты СССР
Действенность плаката
Пожалуй, основная проблема, которая встает перед плакатистом, решающим тему большого общественного звучания, важную по смысловой емкости и актуальности такую, как борьба за сохранение мира на Земле, за консолидацию всех прогрессивных сил планеты против планов империалистической реакции, могущей ввергнуть человечество в пучину атомной катастрофы, это действенность плакатного образа. Конечно, плакат не может остановить пушку. Но если он привлечет внимание человека, заставит его задуматься, мобилизует его внутренние силы на какое-то активное действие, к которому призывает, это уже много... В наше время, перенасыщенное информацией, когда человек всегда куда-то спешит и просто привык ничему не удивляться, скользит взглядом по уличным афишам, рекламам, объявлениям, плакатным листам, которые зачастую, в силу своей стандартности, усредненности, не заставляют его замедлить шаг, вглядеться, проблемы действенности плаката, выбор выразительных средств, наиболее полно воплощающих идею, на наш взгляд, встают с особой остротой. Об этом мы думали, работая над антивоенной серией «Ядерному безумию нет!».
Замысел серии родился около двух лет назад. С самого начала нам было ясно: это будет фотомонтаж. Фотоплакат не противовес плакату рисованному. Так же как документальный кинофильм не противовес фильму художественному. И тот и другой могут быть произведениями искусства и, наоборот, ремесленной поделкой. Фотодокументы из нашей и зарубежной прессы мы собирали давно; они обладают убедительностью, достоверностью, которые особенно необходимы были два идейного раскрытия вашего замысла. Но само по себе фото мало что значит. Это лишь краска, выдавленная на палитру, или «мазок кисти». Надо ввести фотодокумент в систему своего мышления, выявить взаимосвязь всех элементов композиции. Выбор фото, его компоновка с текстом, расстановка акцентов, поиски ритма, цвета, силуэта и многое другое, что необходимо для раскрытия идейной сущности плакатной композиции, уже есть идейно-творческая позиция художника, его отношение к данной теме и шире к окружающей жизни. Задумав серию фотоплакатов, мы, конечно же, шли от замечательных традиций 1920 - 1930-х годов. Тогда работали великолепные мастера Клуцис, Родченко, Степанова, у которых есть чему поучиться. Увлекает их убежденность в правильности своего пути, а главное страстность публицистики. Но внешнее подражание их приемам, копирование композиционных схем бессмысленно. Продолжение традиции, нам кажется, в развитии их творческих принципов, но с позиций сегодняшнего дня, в ощущении пульса современной жизни, в осмыслении себя человека и художника, в современном мире. Продолжать традицию, думается, можно, только учитывая и все завоевания современного искусства, и отнюдь не только плаката, но и живописи, и графики, и кино... В конечном счете плакат это «острая» форма мысли, квинтэссенция размышления. Плакат нельзя объяснять: он должен говорить сам и говорить энергично. Шесть листов серии объединены единым идейным замыслом, но каждый может существовать и отдельно, ибо поднимает свою самостоятельную тему. Открывает серию лист «Кто за разоружение?», где центр фотография президента США Рейгана, стреляющего в цель. Это фото само по себе столь выразительно, что нам «трогать» его не надо было. Текстом и цветом мы стремились добиться образного «поворота» и акцентировки замысла. Хотелось достичь выразительности во всех листах минимальными изобразительными средствами. Для раскрытия идейного содержания композиций, действенности текста в черно- белый монтаж вводили цвет, но очень скупой он не должен был быть доминантой. Гамму сузили до трех цветов: красный, синий, желтый плюс черно-белый тон фотографий. «Цветовые удары» стремились расположить так, чтобы глаз зрителя «цеплялся» за них, чтобы они заставляли рассматривать всю композицию. Газетный растр должен был служить как бы «игрой» тона, обогащая фактуру поверхности, усиливая впечатление документальности. Стремясь к многоплановому раскрытию каждой локальной темы, вводили в композицию по две и три строчки текста, пытаясь раскрыть замысел в нескольких поворотах и смысловых плоскостях. Так, в листе, напоминающем о трагедии Хиросимы, где на фотодокументе (японка с грудным младенцем, обезображенным атомной смертью) кроме основного текста «Земля - наш общий дом!» ввели призывы «Это не должно повториться!», «Хиросима не должна повториться!». Здесь важно было достичь полного слияния композиционного построения с текстом-словом. Хотелось выразить мысль о том, что человеку, где бы он не жил, не должна быть безразлична судьба планеты. Плакат «Мир - детям всей планеты!» центральный. Изобразительный ключ к его решению контрастное сопоставление голубой прорези с лицом безмятежно спящего ребенка и надвигающихся на него адских машин смерти... Без дополнительного текста: «Разоружение веление времени» его смысловое звучание было бы обеднено и слишком прямолинейно однозначно. В лучших образцах фотоплакатов 1920 - 1930х годов текст незаменимая, а порой и доминирующая часть композиции, как бы «путеводитель» по плоскости листа. Нерасторжимая связь текста и изображения, выразительность самого начертания шрифта один . из уроков плакатов тех лет. И продолжение традиции во внимании к шрифту, в стремлении композиционно «завязать» его со всем изобразительным строем. Как в любом произведении искусства, в фотоплакате что-то уходит на второй план, что-то, по воле и мысли художника, выделяется, акцентируется. Мы стремились соединить разно- масштабность фотодокументов с разномасштабностью шрифта:, «игрой» масштабов изображения и текста, повторами изображения (мельче, крупнее), выделением текста или, наоборот, изображения. Белым шрифтом - словом, как бы «соскользнувшим» в голубое («Мир - детям всей планеты!»), добивались впечатления подвижности, динамики, беспокойства. Заключительный лист «Единая воля народов - мир!» противовес всей негативной стороне предыдущих пяти плакатов. Это «марш мира», непрекращающаяся поступь народов, людей доброй воли. В теме борьбы за сохранение мира на Земле не может быть покоя, статики. И именно этой цели мы подчиняли все выразительные средства: и коллаж, и многослойность наложения одного изображения на другое. Для нас это новый «пласт» работы, и мы надеемся продолжить и углубить ее. Скажем еще раз: на наш взгляд, самое главное действенность плаката. Сумели ли мы хоть как-то приблизиться к этой цели? Сейчас, когда уже прошло время и мы задумали новую работу о борьбе за мир, кажется: что-то надо было делать по-иному... Конечно, с опытом приходит и новое понимание, и все новые задачи встают перед художником... Иначе и быть не может!
|
Галерея
Реклама
Угловой шкаф от 4990 р: шкафы угловые.
|
|