Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы

  • Husqvarna
  • Оптово-розничный интернет-магазин. Комплексное снабжение предприятий.
  • gardengear.ru

Художник

Восхождение к картине


Станковые работы Владимира Артыкова относительно недавно стали появляться на республиканских и всесоюзных выставках. Но вот что примечательно: число их упрямо растет, они охватывают самые разные темы, замыкающиеся на истории и современной жизни Туркмении («Проводы», 1977; «Визит дружбы», 1979; «Открытие памятника В.И.Ленину в Ашхабаде 7 ноября 1927 года», 1979 - 1980; «Археологи в Каракумах», 1980; «Праздник хлопка в целинном совхозе», 1981; «Каракумы. 1919 год. Перед боем», 1982).

Артыков начал творческую жизнь как художник театра («Марги», Хабаровский театр музкомедии, 1963), затем премьера в кино («Утоление жажды», 1966). Не оставляя этой своей профессии и сегодня, декоратор все увереннее, активнее, увлеченее работает над картинами станковыми.

Что это дань моде? Желание попробовать силы в новом жанре?

Профессия художника-постановщика заставляет много путешествовать, наблюдать и запоминать. Фильм «Тайна предков» (1971) о становлении Советской власти в Якутии потребовал изучения истории, быта, обычаев северного края; «Повесть о воде» (1966) документальный фильм, где Артыков и художник и режиссер, заставил пешком и на верблюдах пройти маршрутом Каракумского канала; «Восход над Гангом» (1976) был невозможен без знаний культуры Индии, Афганистана, России...

Работа в кинематографе и театре учит остроте композиционного мышления, умению видеть событие в атмосфере эпохи, мыслить ее категориями, тесно увязывая образы исторические с проблемами современности. Именно эти качества присущи фильмам и спектаклям, в постановках которых участвовал Артыков.

Законы сценографии обязывают предельно лаконично решать самые сложные архитектурно-пространственные задачи, создавая выразительные планировки для игры актеров и массовых мизансцен. И спектакли подтверждают, что Артыков тонко чувствует специфику сцены, умеет сочетать размах фантазии с конкретными условиями игровой площадки. Один из примеров декорации к спектаклю «Судьбе непокорный» (1978). Единая архитектурная конструкция, окруженная блеклыми песками, дымчатым знойным небом пустыни, позволяет развернуть мизансцены и в глубину пространства и вдоль авансцены. Благодаря своей живописной образности она стала многоемким символом бурного, грозового времени.

Но работа в кинематографе и театре все же не позволяет художнику реализовать все свои замыслы слишком малое время стоит кадр перед зрителем, очень быстротечны минуты на сцене. Художник-декоратор всего лишь один из большого ансамбля создателей спектакля или фильма. А станковая картина дает богатейшие возможности синтезировать все свои знания, все поиски, работать над холстом не ограниченное календарным планом время.

Первый крупный успех Артыкова на новом поприще полотно «Проводы» подтвердил правомерность намеченного пути. И успех произведения не случаен.

На полотне событие, которое семилетний парнишка, будущий художник, увидел осенью 1941 года. Тысячи ашхабадцев провожали тогда эшелоны. Толпа прижала мальчонку к перилам переходного железного моста, нависшего над путями. Холодный ветер, уносящий бравурно-печальные марши, замершие у вагонов бойцы, красное знамя все запомнилось навсегда. Через тридцать шесть лет написано произведение. И в нем не просто переданы детские впечатления. Они стали эмоциональным фоном, камертоном правды, позволившей через бытовой, обычный для тех лет эпизод выразить атмосферу героического и трагического времени.

Чтобы понять композиционное мышление художника, остановимся еще на одном эпизоде из его биографии. Лет в четырнадцать школьник Артыков впервые полетел на самолете. Старенькая машина шла невысоко хорошо  просматривались квадраты полей, вьющиеся ленты рек, составленные из кубиков города и поселки. Земля стала огромной, необъятной, все время меняющейся. И вот увиденные когда-то сверху с моста проводы эшелона, толпа, впечатления от полета над родными просторами соединились. Появилась любимая точка видения панорамная.

Галерея
Реклама
Творчество СССР. Все права защищены