Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы
Художник

Верность избранному пути


Персональная выставка Петра Оссовского, состоявшаяся в Москве, заставила вспомнить и других мастеров, чьи картины также ознаменовали в конце 50-х начале 60-х годов рождение «стиля сурового реализма». Оссовский из тех, кто верен намеченной программе. Естественно, его искусство с годами изменилось, но осталось в русле четкой общественно значимой тематики. А стиль, или точнее выразительный язык, обрел устойчивые черты монументальности. Именно об этом в первую очередь и заявила выставка.

В отличие от ряда персональных экспозиций, она не перегружена случайными набросками. Все показанное художественно завершено, цельно. Законченность эта не в дотошном перечислении деталей, не в тщательной моделировке пластических форм, а в ясной авторской мысли, в строгом композиционном решении полотен, в уверенном отборе характерного, будь то персонажи, предметы быта или пейзаж.

Что же всю жизнь пишет Оссовский?

Выставка отвечает: народный характер, точнее национальный. И в первую очередь, русский. Картина «Три поколения», показанная в конце 1950-х годов, четко определила именно это направление творческих поисков Оссовского. При всем несходстве внешних черт персонажей картины живописец подчеркивает в них единую движущую и формирующую душу человека страсть любовь к труду, к земле. Любовь эта проявляется у старика, у его сына и внука по-разному, и не только как итог прожитых лет, но и как следствие динамики развития поколений. Если дед «прижат» к земле, то сын полновластный ее хозяин, а внук устремлен в горизонты иные. Робко- вопросительный взгляд его, мечтательность намечают пути формирования индивидуальности.

Многочисленные творческие маршруты Оссовского можно сравнить с фольклорными экспедициями композиторов или писателей. Живописец тоже стремится отыскать не известные широкой аудитории «мелодии быта», «местные речения», «старинные приметы». Но все это не фиксируется на холсте механически. Наблюденное, подмеченное укрупняется, формируется в характерное- характеры, в свою очередь, кристаллизуются в типы национальные. Таков, например, процесс «собирательства», если судить по этюдам и рисункам, выполненным Оссовским к сериям «На земле древнего Пскова», «Чешские и словацкие мотивы», «Болгарские новеллы».

Национальный тип складывается из множества индивидуальных черт, но его главные, примечательные качества постоянны и устойчивы, утверждают полотна «Рыбаки Псковского озера», «Сыновья», «Народные мастера Петр Ефимов и Кирилл Васильев». Основательности, крепости духовного мира героев вторят и окружающий их пейзаж с неярким солнцем, и весомость рыбацких, потемневших от времени лодок, и торжественная величавость на века поставленных изб, и простота, ритмическая упорядоченность интерьеров.

Совсем не случайно в ряде полотен художник идет в глубь истории. Только так можно понять истоки цельности народного мышления, представлений о добре и зле (триптих «Озаренные светом Победы», полиптих «Рубежи жизни Родины»).

Серии полотен, объединенные единой художественной мыслью, еще одна примечательная черта выставки. Нетрудно вспомнить, что именно годы 1960-е были особенно богаты созданием триптихов. Сохранив в своем творчестве и эту форму изобразительного показа во времени, Оссовский смело пользуется ее выразительными возможностями. Достаточно убедительно это подтверждает полиптих «Рубежи жизни Родины». Срежиссированный монтаж кадров- картин рождает зрительские ассоциации, раздвигает границы сюжетов, поднимая бытовые сцены до символических, воспринимающихся как образные формулы бурного трудового времени.

Показывая современников (серия «Люди Сибири»), художник подчеркивает в их образах «фундаментальные» качества, что присущи тем, кто несет и приумножает эстафету поколений. Среди этих типических черт особенно выпуклы спокойная уверенность, обстоятельность, доброта, ощущение хозяина труда своего.

Тревожный и радостный быт новый, распахивающий горизонты жизни, и создатель его кубинец- революционер нашли воплощение в серии «Куба». Угнетенный нищетой, но гордый, вольнолюбивый народ образно представлен в серии «Мексика».

С особенным пристрастием исследует художник славянские народные образы. И если сравнить даже сходные по сюжетам полотна «Чешский рыбак», «Словацкая девушка», «Пенчо», «Шахтер из Любима», то и в их образах явственно проступает желание показать отстоявшиеся во времени черты нации, сформированные трудом и вековыми представлениями об идеалах добра, трудолюбия, патриотизма.

Примечательно, что и в пейзаже Оссовский стремится выразить не мимолетно-преходящее состояние, не дуновение игривого ветерка или торопливо мелькнувшего лучика, а атмосферу тех событий, что пронесла история над холмами, долинами и городами. Примечательны в этом смысле холсты «Родина Спартака», «Оравский замок», «Века проходят над Кремлем».

Содержательное начало определило и всю систему выразительных средств. Работы Оссовского легко узнаются на всех выставках. Художник остался верен «громкой речи» юности. Форма в картинах его лепится широко, плотно, объемы укрупняются, обобщаются, но не переходят в «жестяные». Цветовая гамма большинства холстов Оссовского варьируется приглушенными «упругими» тонами крупных цветовых масс. В композициях его ясная ритмика, четкие силуэты. Если сравнивать работы конца 50-х годов с последующими, то станет очевиден путь художника к скупому уверенному выражению сути явлений. И если где-то в поисках монументальной формы, лаконичной детали иногда терялась лирическая интонация, то в последнее десятилетие это качество живописи снова обретает важную роль. Подтверждение тому серия «Финляндия» и в особенности цикл «Пушкинская элегия». Здесь, в картинах «Тригорские холмы», «Святая гора», «Михайловские нивы» несказанная грусть российская: стылая земля, подернутая серым пыльным снегом, словно бы замерла в тоскливой горечи непоправимой народной беды.

И в рисунках Оссовского очевидна властная рука живописца. Он смело выявляет пластическую диалектику форм, характерное движение фигур, их пространственное положение.

Словом, индивидуальный стиль Оссовского, храня память о «суровом стиле», подчинен главной творческой задаче показать современника весомо, сильно, возвышенно.

Оссовский компонует большие холсты, выявляя их образный смысл. Однако эта легкость обманчива. Огромное число подготовительных рисунков, этюдов, набросков из них только ничтожная часть представлена в экспозиции утверждает обратное. Долог и многотруден путь поисков художественной простоты, хотя всю жизнь и пишет художник «свой роман». Но Оссовский не только ищет. Оссовский находит. Его персональная выставка свидетельствует о гражданственности и глубине замыслов мастера, о монументальной выразительности их образного воплощения.

Галерея
Реклама
Новая коллекция окрашивания - стрижка собак. Стрижка собак кошек котов Москва. . Каменная лестница отличного качества. . Организуем остекление балконов из пластиковых окон.
Творчество СССР. Все права защищены