| Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
|
Другие материалы
|
Театральная эпоха
Шаляпин
С именем выдающегося представителя русской оперной культуры Федора Ивановича Шаляпина связаны блестящие страницы деятельности нашего русского музыкального театра на рубеже XIX-XX веков. Но мало кто знает о том, что Ф. И. Шаляпин выступал как актер и в кино. 'Мы печатаем краткое сообщение о двух ролях Шаляпина в кино. Впервые Шаляпин появился на экране кино в 1915 году. Уговорил его сниматься в кинофильме «Дочь Пскова» режиссер Иванов- Гай, соблазнив любимой ролью Грозного. Нелегко далась Федору Ивановичу его первая роль в кино, хотя кинематография открывала для драматического актера большие возможности. Но специфика работы киноактера, о которой ему наскоро рассказали во время съемки, во многом осталась для Шаляпина чужой и непонятной: «...Ну, какая может быть игра - два шага вперед, два шага назад. Стал играть.- солнышко светит, ветерок обдувает, церковка старинная на зеленом лугу, на пригорке, все настоящее, не как в театре. Я даже загорелся... Вдруг кричат: «Стойте, Федор Иванович, стойте!» - «Что такое?» -«Солнце за тучку зашло, нельзя снимать!» Сорвали мне настроение». К своей работе в кино Шаляпин подошел серьезно и вдумчиво, и, несмотря на неудачу в целом, фильм в какой-то мере запечатлел искусство гениального актера. Пластический рисунок роли Грозного был великолепен; Шаляпину удалось достичь огромной выразительности. Недаром славился он и удивительным умением гримироваться: грим Шаляпина с честью выдержал испытание перед киноаппаратом. Постановщики в отличие от Шаляпина не обременяли себя заботами о художественной стороне фильма: отсутствовала продуманная режиссура, подлинно творческий ансамбль актерской игры; особенно убого выглядели массовые сцены. Но великий актер-реалист смог без ансамбля, без партнёров, фактически без режиссера, с глубоким проникновением в образ, остро, выразительно сыграть отдельные сцены. Каждый жест, каждый поворот, каждый взгляд артиста были продуманы и закончены. Для Шаляпина словно не существовало аппарата, фиксировавшего его. И всё же из-за того, что Шаляпин во время съемок не очень отчетливо представлял себе последовательность сцен, снятых с его участием (картина создавалась без сценария), образ Грозного не стал цельным, монолитным, распадался на отдельные эпизоды, не до конца согласованные между собою. Второе выступление Шаляпина в кино состоялось спустя восемнадцать лет - в 1933 году, во Франции. Шестидесятилетний певец выступал на этот раз, а роли Дон-Кихота в одноименном фильме, поставленном французской и английской фирмами. Несмотря на убогость сюжетной схемы фильма, артист создал красочный и убедительный образ. Трагикомические похождения Дон-Кихота были воспроизведены артистом на экране реалистически. Больше всего удалась Шаляпину сцена в замке владетельного герцога, решившего подшутить над забавным стариком. Дон-Кихот, наивный и доверчивый, появляется в громадном зале дворца. Его походка и манеры старомодны и неуклюжи, над ним исподтишка посмеиваются. Шаляпин мастерски проводит сцену турнира Дон-Кихота с оскорбителем Дульсинеи. Но когда противник вышиблен из седла, вдруг поднимается его забрало, и Дон-Кихот видит уродливое лицо перепуганного писца - жениха своей собственной племянницы. На мгновение сознание Дон-Кихота проясняется, и он вдруг ощущает мир таким, какой он есть на самом деле,- лживым и коварным, а не таким, как он его себе представлял по рыцарским романам. «Так - это была лишь комедия!» - говорит Дон-Кихот негромко, как бы про себя, без всегда присущей ему величавости. Это уже не чудак, вообразивший себя рыцарем, а мудрец, познавший действительность. Посмотрел Дон-Кихот на мнимого рыцаря, барахтающегося на земле, повернул коня и поехал прочь, полный презрения и горечи. В Тобозо его ожидает новое испытание: по приказу герцога - библиотека Дон-Кихота сложена в костер и зажжена. Бессильный, беспомощный странствующий рыцарь видит, как жадное пламя пожирает книги, в которых заключены его мечты и надежды. Этого последнего испытания не могло выдержать сердце Дон-Кихота. Он умирает. Костер продолжает гореть, но обугленная бумага вдруг расправляется; и на ней появляются строчки. Из пламени словно воскресает книга «Необыкновенные приключения благородного ' гидальго...». Слышен голос Дон-Кихота (Шаляпина), проникновенный и нежный, поющий о свободе, о добре и истине. |
Галерея
Реклама
|
|
|
||