Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы


  • Абз
  • Календарь мероприятий. Заказ исследований.
  • ecomixplant.com

Скульптура СССР

Утверждение красоты


Встреча с произведением искусства  всегда встреча с личностью художника. И чем значительнее личность, тем больше встреча дает зрителю. Ленинградский скульптор Ия Андреевна Венкова принадлежит к мастерам, отлично понимающим, что одних способностей и природной одаренности для творчества мало, очень важно присоединить к ним высокое мастерство. Она глубоко убеждена-  художник должен быть причастен к главным событиям своего времени, чувствовать его движение, его контрасты. Искусство должно следовать за жизнью. Только в этом случае создаются художественные ценности.

С 1933 года жизнь мастера тесно связана с городом на Неве. Природный талант подучил здесь, в Ленинграде, особую шлифовку. Это проявилось главным образом в дисциплине мысли и чувства, в строгости художественного вкуса. Не учись, не живи, не работай Венкова в Ленинграде, возможно, в характер ее творчества был бы иной. Особую роль в формировании личности художника сыграли события, развернувшиеся в Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Зимой 1941/1942 года она, студентка первого курса скульптурного факультета Института имени И. Е. Репина, выполняла свой гражданский долг, как все в блокаду, а еще  рисовала, лепила.
В настоящее время скульптор не касается темы войны. В ее произведениях  будь то портреты, произведения малой пластики или монументальные работы  нет ощущения трагедии. Но они лишены и спокойствия. Драматизм увиденного и пережитого по-своему трансформировался в сознании в образы законченной красоты. Во всем ощущаются индивидуальность автора, свойственное ей поэтическое восприятие жизни.

В искусстве Венковой  свой особый мир. Тема материнства, которая в ее понимании неотделима от темы счастья, проходит через все ее творчество. А такие работы, как «Мать и сын», «Молодая мама», «Мать», «Малыш», «Переславская мадонна», «Первые шаги», «Материнство», представляют единый ансамбль. Скульптор последовательна и редко покидает круг своих интересов и пристрастий. Однако она не впадает в однообразие. Ни одно из произведений не повторяет то, что было сделано раньше.
Воплощая образ нашей современницы, Венкова каждый раз вносит в его трактовку свое понимание жизни. Но ни символика, ни патетика не свойственны ей. Прежде всего она стремится передать то образно- эмоциональное начало, которое свойственно живым явлениям наших дней, созвучно мыслям, настроениям большинства людей.

В парке имени В. И. Ленина в Ленинграде можно увидеть работы многих современных мастеров. И композицию Венковой «Мать в сын» (1969), выполненную в бронзе. Молодая женщина держит на коленях малыша, который радостно тянется к ней. Вдохновенно, пластически достоверно переданы трудноуловимые движения человеческой души: и нежное восхищение матери сыном, и благородная сдержанность этого чувства, и взаимный светлый порыв. Все  эмоционально насыщенный образ счастливого материнства.

В этом произведении особенно четко проявились характерные черты пластического языка Венковой. Композиция свободно вписывается в пространство, гармонирует с ним, мягко окутываясь световоздушной средой, живет ее размеренными ритмами.
«Переславская мадонна» (1974) произведение иного характера и по стилистике, и по композиционному решению. Но оно также хорошо вписывается в окружение. Образ современницы решен в энергичном, собранном ключе. Все в нем подчеркивает одухотворенную красоту материнства, идею величественности. Общая тональность произведения  уверенная сила в победе мира, счастья. Соразмерность объемов, четкий ритм при строгости вертикальной композиции придают пластической интонации образа тонкую изящность.

Любовь к природе, солнцу и свету проявилась и в новой работе Венковой «Материнство» (1979), где передана тревожная настороженность юной матери за будущее, Венкова сумела найти эмоциональный тон, акцентирующий основную мысль композиции:
Определенный тематический аспект, несомненно, имеет большое значение для характеристики творческой индивидуальности мастера. Но в искусстве Венковой важно и другое: перед нами художник, чуткий к социальным процессам, к тем нравственным ценностям, которые передаются из поколения в поколение. Скульптор дает нам почувствовать прекрасное, эстетически совершенное в образе современной мадонны, заставляя думать о красоте, гармонии духовного и физического начал.

Человек есть высшая ценность на земле, мера красоты эта мысль четко ощущается и в портретных работах. Венковой свойствен пристальный интерес к внутреннему миру, к тому, что принято называть ядром личности. Она умеет акцентировать некую доминанту характера, ту черту, которая придает образу художественную определенность. Как, в портрете народной артистки РСФСР И. Зубковской скульптор подчеркивает артистичность; в портрете работницы завода «Светлана» Лиды Очаковой , особое обаяние простоты; в портрете живописца В. Ватенина пластически осязаемо переданы внутренний строй души художника, тонкая ироничность. Как показывают другие работы, Венкова бережно относится к модели, выявляя наиболее характерное, то главное, что присуще данному человеку. Она не просто передает настроения, переживания своих современников, а стремится выразить их духовную суть. Композиционные решения продуманны, логика творческого замысла ясна, однако логичность не оборачивается предвзятым отношением.

Чистота художественного вкуса и безупречное чувство ритма свойственны и небольшим, камерным вещам, отличающимся отточенностью пластической формы. В таких произведениях, как «Балерина», «На солнце», «Девушка с птицей», «Танцующая девочка», покоряют одухотворенная красота человеческого тела, способность мастера убедительно передать и движение, и покой, причем не как противостояние сил, а момент их схода - единство, гармонию.

Венкова не порывает с традициями, но следование им органично сочетает с экспериментами. Традиции она понимает широко, и столь же широк их круг: древнеегипетская и греческая пластика, русская н советская скульптура, и в частности творчество ее учителя Синайского. И здесь сказывается свойственное Венковой чувство меры, не допускающее перевеса одного над другим. Она строит образ на основе точных наблюдений. Для нее все взаимосвязанно, все имеет значение и определяет те или иные черты образного замысла.

В последнее время, говоря о произведениях, мы стараемся избегать таких слов, как прекрасное, чудесное, волшебное. Нередко на выставках еще встречаются работы, в которых все профессионально, все, казалось бы, сделано, однако... вряд ли их можно назвать искусством. Видимо, дело в том, что художник перестал думать о красоте, перестал искать ее в жизни, не поднимается над обыденностью и в результате  не может дарить возвышающую и очищающую душу радость.

Искусство Венковой вдохновенно. Самое важное для нее  умение передать жизнь, ее дыхание, уловить те изменения, которые происходят в духовном облике современника. И в этом плане ее творческое кредо остается неизменным. Произведения художника своеобразный романтический протест против антикрасоты, против грубости. Ощущение движения жизни, ее многомерность, стремление осязаемо, пластически убедительно передать неповторимость живых мгновений придают искусству Венковой своеобразие и поэтичность.

Галерея
Реклама
пластиковые таблички по низким ценам
Творчество СССР. Все права защищены