Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы


  • Philips
  • Салоны цифровой техники. Мобильные телефоны.
  • electrosalon.ru

Наше пфо

Художники из Киргизии


Состоявшаяся в Москве выставка шестерых художников из Киргизии свидетельствовала о том, что их поиски не изолированны, а находятся в общем процессе взаимообогащения искусства народов нашей страны.

Представленные на выставке графические работы Р. Нуделя и А. Каменского  акварель, карандаш, темпера  чуткий отзыв на жизненные впечатления. Каменский строит свои работы на тонких светотеневых соотношениях, благодаря чему в легких подвижных далях, где, кажется, материализован сам вибрирующий воздух, как в мареве, возникает величественная пластика архитектуры. Та¬ковы «Акмечеть», «Мечеть Сейид- бая» или «Хива». Темпера у него так воздушна, что вполне приобретает качества акварели, в чем убеждают светоносность «Иордана», прозрачность «Чайханы в Шахимардане», изысканность работы «Базарный день. Хива».

Напротив, «древности» Нуделя, чье мастерство в технике акварели давно известно, весомы, устойчивы. Акварели «Хивинские домики», «Бухара. Старый город» кажутся выполненными кистью живописца,  так широко и свободно художник использует богатство цвета, создавая отнюдь не «зыбкое ощущение». В различии двух видений глубже познается изменчивый лик Средней Азии. Впрочем, в работах Нуделя эмоциональное ощущение мира вообще не однозначно. Сколько лиризма, недосказанной грусти заключено в его акварели «Утро на джайлоо» и как правдиво его карандаш выстраивает на белой бумаге конструкции заводов, карьеров, сопоставляя разумность форм с естественной красотой природы.

Стремясь передать мир в сложных взаимосвязях, художники Киргизии используют разные средства выразительности. Всякий раз по новому остры произведения признанного мастера монументальной скульптуры 3. Хабибулина. На московской выставке он показал и станковые произведения, и пластику малых форм. Традиционный жанр портрета был представлен работами, в которых, оттолкнувшись от реальной натуры, художник создал ясные образы современников в певучей пластике бронзы и гранита. Утонченность понимания натуры и поиск адекватных пластических средств,  быть может, самая отличительная черта этого мастера. В рубленной из карагача скульптуре «Солнечная» найдено единство лирического и монументального решения светлого динамичного образа.

К остроте художественной «аранжировки» драматургии стремится и театральный художник М. Сыдыкбаев. О больших возможностях этого сценографа свидетельствовали эскизы его декораций к спектаклям «Осмонкул» К. Маликова и «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта. Работы Сыдыкбаева тем более радуют, что театра как такового у киргизов до прихода Советской власти не было, и лишь недавно на республиканских выставках стали появляться разделы театрально декорационного искусства.

В живописном полотне М. Бегджанова «Театр кукол» специфическая образность театра стала источником сложных ассоциаций. В групповой портрет включен мотив театральной маски, сопоставленной с лицами актеров. Богатство зелено-бирюзовых тонов, ритмические повторы создают композицию, полную духовной тонкости. Обращение к метафоричности театра  для художников Киргизии тема новая, и в этом смысле Бегджанов отражает какие-то новые черты национальной психологии. По своей пластике эта картина, как и два других полотна  «Посвящение» и «Калина», приближается к настенной живописи.

Из участников выставки один А. Каменский  живописец монументалист. Показанная на выставке его станковая живопись убедительно свидетельствовала о духовном родстве полотен Каменского с живописной киргизской школой.

Для его портретов характерны национальный типаж, декоративная локальность цвета, свойственная традиционному народному искусству. В последние годы, как показала выставка, живопись Каменского все более насыщается психологизмом. В «Женщине с апельсином» монохромные сочетания густой плотной живописи как бы вторят тяжелым очертаниям форм,  все выдает тревожное состояние души.

Д. Конгурбаева роднит с другими участниками выставки повышенный интерес к нравственной проблематике. Но характер его пластики говорит о нем как о художнике с особой широтой эстетических переживаний. Обращаясь к образу современника, художник всякий раз находит новое выражение идейно нравственной сути жизненного явления. Колористическая основа полотна «Женщина с хворостом», близкая национальному киргизскому восприятию, неразрывна с народными началами жизни. Поэтическая чистота и красота образа ребенка в полотне «Мальчик с корабликом», ассоциативность внешне «тихой», но настороженной в «подводном» течении картины «Егерь» давали повод для раздумий о судьбе природы и месте человека в ней. Философичность мышления лежит и в основе киргизских пейзажей Конгурбаева. «Кызыл Уч», «Радуга» и особенно в «Горном мотиве», где пластическая цельность художественного пространства предстает как символ единства человека с могучей бесконечной вселенной. Размышления художника. 

 

Галерея
Реклама
Рыбалка зимой на окуня. Платная рыбалка ленинградская область.
Творчество СССР. Все права защищены