Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы
  • Зонты трости
  • Новости региона, афиша, тв-программа. Тематические статьи.
  • klubkrasoti.ru

  • Catering
  • Меню, варианты накрытий столов. Выездной ресторан.
  • anturajcatering.ru


Смипфо

Пушки и музы Великой Отечественной


 

Много прошло со времени разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, но это неповторимое время не забывается, и каждое новое десятилетие по-новому воскрешает прошедшие боевые события. Данью победителям, прошедшим с тяжелейшими боями от Крюкова, Истры и Наро-Фоминска до Ржева, Вязьмы и Юхнова, стала выставка в Центральном выставочном зале в Москве. В ее организации приняли участие Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота, редакция фотовыставок ТАСС, творческие союзы, Всероссийское театральное общество, Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре, Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия», Студия военных художников имени М. Б. Грекова. Многие художники разных поколений восприняли работу к славному юбилею как свой важнейший долг.

Выставка производила сильное впечатление, необычное для стен старого Манежа, где с начала шестидесятых годов мы привыкли к ярким, многоцветным, даже подчас режущим глаз зрелищам. Теперь же здесь по преимуществу была черно-белая экспозиция. Основную тональность создавали большие фотографии, свидетельства давних боев, чудовищных разрушений, фашистских зверств, страданий стариков, женщин, детей. Многие фотографии, снятые наспех на морозе, оставили нам незабываемые картины трудного повседневного солдатского подвига. Белый снег и черные силуэты сожженных деревень с торчащими трубами печей, притихшая Москва с надолбами и ежами противотанковых заграждений, с разводами камуфляжа на зданиях и мостовых, с танками и конными разъездами на улицах, развалины взорванных монастырей и усадеб, больниц и школ, действенный фон выставки.

И о торжестве победы говорили документы истории, снимки разбитых, горящих или догорающих самолетов, пробитых снарядами, подожженных вражеских танков, десятки и сотни грузовиков, брошенных удирающими фашистами на дорогах, трупы оккупантов, ждавших легкой прогулки по России...

А над всем этим потрясающим душу зрелищем плыли мрачные торжественные звуки симфоний Шостаковича и Прокофьева.

С документальными фотоснимками и кадрами кинохроники соперничали в выразительности кадры из художественных фильмов, некоторые из них были сняты в военное время и сами стали документами; другие - «Живые и мертвые», «Дом, в котором я живу», «Летят журавли», глядели со стен трагическими, усталыми, страдающими, вопрошающими или сочувствующими глазами замечательных советских актеров, создавших впечатляющие образы времени. 

В витринах и на стенах зрители видели книжки, напечатанные на плохой серой бумаге, но их названия, имена авторов говорили многое: это самые нужные, как воздух, слова о Родине, о жизни, о героизме и славе, о страданиях народа, обо всем, за что люди шли в бой и отдавали жизнь, «Василий Теркин» А. Твардовского и «Родина» А. Толсто го, «Стихи о войне» И. Эренбурга и «Москвичка» В. Гусева, «Волоколамское шоссе» А. Бека н «Наша сила» Д. Бедного, «Сын» П. Антокольского и «Слово о двадцати восьми гвардейцах» Н. Тихонова... «Москва за нами» - сборник военных репортажей Е.Петрова, еще одна драгоценная реликвия выставки.

В витрине привлекал внимание и простенький, наспех исписанный карандашом блокнот, фронтовые записи К. Симонова, чудом сохранившийся до наших дней. Московский Литературный музей дал на выставку и другие драгоценные свидетельства героического и самоотверженного времени. Не менее выразительны представленные фотохроникой ТАСС слайды, составившие слайд-фильм «Никогда не забудем» - историю московской битвы в документах. Завершала выставку панорама «Москва столица СССР» Е. Дешалыта. Световые эффекты позволили показать и темную, скрытую светомаскировкой от вражеских самолетов, военную Москву, и сияющую, обновленную, строящуюся столицу наших дней.

Тема сегодняшней Москвы, спасенной от гибели сорок лет назад, ставшей огромным цветущим городом, центром притяжения всех прогрессивных сил мира, также заняла в экспозиции важное место.

Сердцевиной комплексной выставки стало изобразительное искусство. Оно вступило в великую битву без промедления. Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», другие известные листы «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе, «Воин Красной Армии, спаси!» В. Корецкого, «Бей насмерть!» Н. Жукова стали неотъемлемой частью военного города, самого быта военной поры. На выставке демонстрировались и полиграфический плакат, и сохранившиеся экземпляры знаменитых «Окон ТАСС», датированные самыми трудными днями, с памятными рисунками Кукрыниксов, М. Черемныха, П. Шухмина, со стихами Маршака, Демьяна Бедного... Выцветшие и пожелтевшие листы военных плакатов, едва ли не самые поразительные художественные памятники героических дней. В них как бы сконцентрированы ужас и боль потерь; гневное отвращение к бессмысленной, нечеловеческой злобе и кровожадности врага; вера в победу, не дрогнувшая в самые черные дни; преклонение перед массовым героизмом советских воинов и огромное напряжение сил, пробужденных во всех тайниках народной души. В трудные дни смертельных боев одним из главных факторов победы становится оптимизм, не позволяющий падать духом в любых испытаниях, и смех был необходимым оружием борьбы. Никогда сатирики не были так изобретательны, неистощимы на выдумки, так беспощадны в своей насмешке над врагом: Кукрыниксы, Б. Ефимов и их многочисленные соратники достигли важнейшего результата - над гитлеровцами потешались те, кто на себе испытывал и на фронте, и в тылу все тяготы войны, всю грозную опасность, нависшую над страной.

Далеко не все, что рождалось тогда в искусстве, вошло в экспозицию. В 1942 году П. Корин уже писал триптих «Александр Невский» - одно из самых ярких произведений живописи военных лет. Но и то, что представлено, показывает, что произведения, несущие глубокую сосредоточенность, внутреннюю энергию, искренность, отпечаток «правды, прямо в душу бьющей, как бы ни была горька», не стареют. И рисунки, и картины, появившиеся перед публикой по прошествии сорока лет, воспринимаются как открытие новых и важных нам человеческих черт. Они дают острое ощущение прикосновения ко времени давно прошедшему, но столь важному сейчас. Явственно ощущается потребность собрать воедино все многочисленные художественные документы военного времени в одном музее военной славы. 

Но экспозиция в Манеже едва ли может стать образцом для будущего музея. И прежде всего потому, что неизвестно по каким причинам на ней оказались смешаны произведения, выполненные в годы войны. Непосредственные свидетельства событий и переживаний тех лет, с работами свидетелей и участников войны, созданными спустя несколько лет, а то и через десятки лет после конца войны, и даже с произведениями на темы войны плодами свободного творческого воображения художников позднейших поколений. Это совсем не вопрос значительности художественных произведений. Поясню это примером: написанное Жуковским в 1812 году стихотворение «Певец во стане русских воинов», воспоминания Дениса Давыдова о событиях 1812 года и «Война и мир» имеют различную ценность свидетельства истории, и было бы ошибкой судить их по одним критериям. Именно потому следует предъявить экспозиции

многие претензии. Ее единый план, единый сценарий нарушался распределением экспонатов по принципу их принадлежности — кем они выставлены; это давало возможность судить об активности, проявленной каждой из организаций, но, конечно, не могло стать целью выставки! В распределении произведений изобразительного искусства ясного плана не существовало. Видимо, вещи-памятники, реликвии следовало выделить в особый, почетный раздел. Иногда работы художника объединялись независимо от времени их создания. Подобный принцип возможен, имеет свои преимущества, однако и он не выдерживался до конца. Словом, для того чтобы выяснить, какие произведения характеризуют тот или иной исторический период, надо было производить трудную работу, сопоставляя вещи, рассеянные по разным отсекам зала, стараясь оценить уже знакомое, сопоставить близкое и далекое, сегодняшнее и прошлое. 

В первую очередь воспринималась хорошо знакомая скульптура. Война резко и решительно повернула ее к реальным людям и близким событиям. Вот опаленные войной герои B. Мухиной, Барий Юсупов, Иван Хижняк; вот само вдохновение войны, гордые лица партизанки, летчицы Екатерины Будановой; за ними красивые, мужественные, одухотворенные черты летчиков дважды Героев Советского Союза Алексея Смирнова и Петра Покрышева Н. Томского; вот остро и точно, по горячим следам выполненные И. Першудчевым портреты дважды Героя Советского Союза летчика Дмитрия Глинки и героя битвы за рейхстаг Мелитона Кантария. Вот молодой поэт, уже потрясший читающую Россию, Александр Твардовский, покоряющий обаятельным, открытым и задумчивым взглядом, вылепленный

Галерея
Реклама
лучшая наружная реклама тел. (861) 26-99-366 . Фирменные пакеты с логотипом компании незаменимы при проведении мероприятий выставочного характера.
Творчество СССР. Все права защищены