84ed7563
Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы

  • Мини опера
  • База объектов загородной недвижимости. Справочник строительных компаний.
  • download-opera.org

Скульптура СССР

Художник народа


 

Среди работ русского живописца М. В. Нестерова есть одна» всегда и надолго останавливающая на себе внимание зрителя. На небольшом полотне изображена женщина в темном сатиновом рабочем халате. В раскрытой ладони левой руки она держит ком светлой глины. Пальцы правой изящным и точным движением, в котором художнику каким-то образом удалось запечатлеть осторожную стремительность, кладут щепоть глины на еще не завершенное изваяние. Работа, по-видимому, в самом разгаре. Можно различить, что это - изображение старика, полного необоримой силы, как бы уносящегося в грозном порыве.

Но самое главное, что приковывает внимание, пленяет и волнует на этом полотне,- лицо женщины, широкое, большелобое, волевое, и даже не само лицо, а глаза, взор, которых обращен к той точке скульптуры, куда словно бы летящие пальцы кладут глину, и рот с плотно сомкнутыми, мужского склада губами. Это лицо сильного человека, целиком погруженного в работу, лицо художника, отдавшегося творческому порыву, поглощенного пластическим воплощением своей мечты. Картина, которая могла быть названа «Творчество», потому что она запечатлевает не только внешние формы, но и глубинные, внутренние процессы, я бы сказал, даже философскую суть изображаемого,- портрет скульптора Веры Игнатьевны Мухиной.

Да, таким вот собранным, целеустремленным, вечно ищущим, неутомимо добивающимся совершенствования и был в жизни этот удивительный советский человек. Таким предстает образ Мухиной перед нами и в произведениях, когда, переходя из зала в зал ее выставки, наблюдаешь, как творчески рос этот мастер от первых, но далеко не робких юношеских попыток до последних монументальных, величественных работ, в которых в полную силу развернулось могучее дарование своеобразного художника.

В экспозиции работ В. И. Мухиной, организованной в Москве, а затем в Ленинграде, творчество скульптора предстает не как статическое, уже сложившееся. Выставка показывает, как беспокойный самобытный художник, порой ошибающийся, но умеющий на своих ошибках учиться, а главное, чуждый самодовольства, погубившего, увы, много талантов, до последнего дня старался совершенствовать свое мастерство. Проходя по залам выставки, как бы читаешь волнующую повесть о том, как вырос этот художник.

- Мы живем в такой стране, где стоять на месте означает стремительно пятиться назад. Художник у нас не имеет права переминаться с ноги на ногу ни дня, ни часа. Он должен все время расти вместе с народом, но в росте этом он должен оставаться самим собой и пуще глаза хранить свою творческую индивидуальность,- говорила мне Вера Игнатьевна, когда однажды мы вместе осматривали Всесоюзную художественную выставку.

На посмертной выставке Мухиной, где ее творчество, может быть, впервые показано так полно, стало ясно, что это было не только словами, не только мечтой, но и рабочим принципом.

Из ранних работ особенно привлекают внимание два произведения. Небольшая скульптура обнаженного юноши, выполненная в 1912 году. В ней еще чувствуется неуверенность мастера. Но и в ней уже ясна точность пропорций, жизненность и творческая самостоятельность. Вторая работа - портрет скульптора Вертепова - выполнена, может быть, с чрезмерным вниманием к деталям, но уже хорошо передает духовный облик молодого человека.

Среди более поздних работ мы видим прекрасную модель памятника А. М. Горькому (он установлен на площади его родного города). Романтический образ Горького-буревестника полон динамики внутренней силы. С поразительным мастерством раскрыт в нем духовный мир писателя-борца, напряженно сдерживающего гневный порыв и в то же время устремленного вперед с верой в светлое будущее.

Мастерски выполнен из ноздреватого древесного нароста портрет кораблестроителя А. Н. Крылова, в котором скульптору удалось, как бы слить лаконичную выразительность форм с удивительной глубиной психологического анализа.

Между первыми из перечисленных работ и вторыми лежат десятилетия труда, учеба в Париже у знаменитого французского скульптора Бурделя, поиски, радости и разочарования, увлечение кубизмом и конструктивизмом и, наконец, новый мощный творческий взлет с ясно осознанных позиций социалистического реализма, окрыленного революционной романтикой.

На выставке можно видеть, как художник упорно и неустанно совершенствовал свое мастерство, как креп, рос его талант и как в своих поисках Мухина, никогда не подстраиваясь под чей-то шаг, оставалась сама собой, и каждая из работ, большая и малая, отмечена своеобразием ее таланта.

Уже в монументальной скульптуре «Крестьянка», созданной в 1927 году, талант Веры Игнатьевны раскрылся во всей полноте. Карандашные эскизы этой скульптуры позволяют видеть, как художник упорно искал пути создания образа, который мог бы символизировать мощь человека, плодородие земли. Эта скульптура стала заметной вехой в развитии советского ваяния.

А через десять лет Мухина делает новый большой шаг вперед и создает теперь всемирно известное произведение «Рабочий и колхозница» - пластически выраженный гимн советскому человеку. Молодой рабочий и юная колхозница рука об руку стремительно шагают вперед, подняв вверх серп и молот. Кто не знает этой группы! Но вглядитесь в нее. Как лаконично и ясно воплощен а, ней обобщенный образ советского народа-труженика, как просто и мудро рассказано о великом и нерушимом союзе рабочих и крестьян, как прекрасно передан пафос созидания!

- Если бы Мухина сделала только одну эту скульптуру, то и тогда ей навечно была бы отведена страница в истории искусств,- сказал мне как-то известный миланский скульптор и искусствовед, сам большой и серьезный художник.

И он был прав. Заслужив этой своей работой подлинно всемирную известность, Мухина продолжала идти вперед, к вершинам искусства. В каждой из ее последующих работ запечатлены искания художника и совершенствование творчества. Были созданы скульптурные эскизы четырех задуманных декоративных групп для украшения Москворецкого моста - «Плодородие», «Хлеб», «Земля» и «Море». Одна из них, увеличенная, изображает двух девушек, стоящих на коленях и поддерживающих золотой сноп. Произведение показывает всю грандиозность и глубину замысла и заставляет желать, чтобы он, хотя бы и после смерти художника, был воплощен в материале.

Галерея
Реклама
французкий коньяк, цена зависит от выдержки . Купить gsm усилитель сигнала можно в МЕАП. Заказываю репитеры жсм только здесь. . технологии виртуализации, виртуализация приложений
Творчество СССР. Все права защищены