Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы



Художник

Борис Королев


Творчество Бориса Даниловича Королева - неповторимая страница в истории русской и советской скульптуры. Без рассмотрения и анализа его произведений не обходится ни одна работа о советской пластике.

Как общественная личность и художник Королев сложился до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1905 году он активно участвовал в подпольной революционной деятельности, был арестован, заключен в Таганскую тюрьму, ему грозила смертная казнь, но в октябре скульптор был освобожден восставшим народом. После подавления Декабрьского вооруженного восстания, в котором он участвовал, был вновь арестован и выслан за границу. По возвращении в Россию в течение четырех лет находился на нелегальном положении; в 1910 году, как он писал в «Автобиографии», «легализовался». Не случайно творческий путь скульптора с самого начала определялся его мировоззренческой позицией.

Королев рано осознал значение жизненного и эмоционального опыта в становлении художника. Живя в 1906 году в Петербурге (нелегально, после освобождения из-под ареста), он изучал труды искусствоведов и философов. В 1910 году поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества и одновременно в университет «на открывшееся впервые отделение искусств филологического факультета». Испытав свои силы в разных сферах творчества, Королев выбрал скульптуру, в которой последовательно воплощал романтическую концепцию, что прослеживается и в масштабности замыслов, и во внутренней энергии, которая заключена даже во внешне статичных образах, в напористости форм, в активном взаимодействии скульптурных объемов с пространством.

Уже первые завершенные опыты 1908 года - «Скорбь» и «Коленопреклоненная» оказались удачными (спустя несколько десятилетий «Коленопреклоненная» была приобретена Государственной Третьяковской галереей). Эти ранние произведения обладали пластической выразительностью, качества которой в те же годы Королев пытался определить в своей записной книжке так: «Скульптура имеет две стороны: форму в смысле части пространства, ограниченного плоскостями; форму, в смысле соотношения частей гармонии их».

Анализируя творчество Королева, можно сказать, что едва ли не решающую роль в его становлении сыграл краткий период занятий в студии И.Машкова в 1910 году. Жизненные позиции учителя и ученика, восприятие натуры оказались близкими. Дальнейшие творческие поиски, поездки за границу и посещение музеев с лучшими собраниями античного искусства (Лувр, Британский музей, музеи Рима), а главное внимательный анализ современных выставок западных мастеров (Пабло Пикассо, Анри Матисса, Александра Архипенко и др.) окончательно определили путь Королева: в работах 1910-х годов он стремился выявить в статуе прежде всего конструкцию.

В 1913 - 1914 годах, после успеха очень цельных и пластичных работ, выполненных под влиянием искусства итальянского Возрождения, Королев создает произведения, в которых скульптурная конструкция обнажена и четко выражена. Это «Сидящая фигура» (1913), «Мужские фигуры» (1914). Причем большое значение имело обращение мастера к истокам пластики. Он, пожалуй, первым из художников оценил выразительность так называемых скифских баб, внимательно анализировал эту древнюю скульптуру и даже копировал, Уже в «Серии обнаженных» (1916) начинают проявляться принципы видения натуры, заложенные системой преподавания Машкова: форма дается крупным объемом, единой массой, в неожиданных ракурсах, сохраняя при этом внутреннюю конструкцию. Скульптор любуется жизненностью и пластической выразительностью натуры. Заглядывая вперед, можно отметить, что такой творческий подход к натуре определил достойное место, которое в 1920-е годы Королев занял среди живописцев, бывших участников «Бубнового валета», на «Выставках картин», а позже на выставках ОМХа (Общества Московских Художников).

С самого начала творческого пути Королева увлекают проблемы синтеза. Будучи фактическим руководителем Московского профсоюза скульпторов, а также членом коллегии ИЗО Наркомпроса, он организует работу по осуществлению плана монументальной пропаганды, разрабатывает критерии оценки памятников, создает Комиссию синтеза скульптуры и архитектуры, которая вскоре объединила и живописцев (Живскульптарх) - в нее входят С.Домбровский, Н.Исцеленов, В.Кринский, Н.Ладовский, Я.Райх, А.Рухлядев, В.Фидман, А.Родченко, А.Шевченко. Разработка идей синтеза поглощает его. В то время он понимал синтез архитектуры со скульптурой своеобразно: скульптуру воспринимал как искусство, одухотворяющее архитектуру; архитектура же на его рисунках подобна скульптуре, а подчас - антропоморфна.

В первые годы Советской власти Королев также проявил себя как сильная личность, способная убеждать товарищей по искусству. Разрабатывая проекты Храма общения народов (1919), архитекторы, входившие в Живскульптарх, оказывались под влиянием метафорических архитектурных проектов Королева, обладавших выразительностью пластических форм. Они пошли учиться к Королеву в Артель скульпторов, организованную специально для постижения законов формообразования.

Королев стремился к теоретической основательности поиска. В Институте художественной культуры (1920) он продолжает работу над проблемами синтеза, исследует основные элементы скульптуры в произведениях разных эпох. Идея синтеза в творчестве Королева была реализована непосредственно в скульптурной практике в его памятниках и проектах, в которых предполагалось единство видов искусства, апеллирующих категориями плоскости, объема, пространства, слова. Плоскость, в данном случае рельеф; объем скульптура; пространство - архитектура; слово - литературные тексты на памятниках и программа памятников (в ряде случаев опубликованная), в которой излагалось содержательно- метафорическое значение каждой пластической и архитектурной формы.

Таким образом понятый синтез объяснялся романтическим стремлением Королева сделать произведение монументального искусства доступным широким массам. В этом он был лучшим выразителем ленинского замысла: главнейшее значение придавалось пропаганде памятников выдающимся деятелям и разъяснению прогрессивных мыслей и идей. Отсюда огромное значение текстов и рельефов: они брали на себя задачу рассказа о тех революционных событиях, в которых участвовали герои монументов.

Метафорический смысл скульптурно-архитектурных форм в памятнике Борцам революции восходит к поискам новых принципов формообразования, которые активно велись в период 1918 - 1922 годов в Живскульптархе, ИНХУКе, во Вхутемасе. В архиве Королева сохранились отдельные разрозненные страницы записей, пометок, черновиков, выполненных в пору его участия в деятельности Живскульптарха. По ним можно представить в какой-то мере проблемы, поднимавшиеся на заседаниях Комиссии. Например, судя по заметкам, сделанным на заседании Синскульптарха 30 мая 1919 года, участники поначалу стремились выявить наиболее характерные черты каждого вида искусства: «Архитектура - искусство, которое оперирует пространством. Скульптура - искусство, которое оперирует формой».

Галерея
Реклама
Букет для невесты в сборе. Букет для невесты укомплектование. Букет для невесты.
Творчество СССР. Все права защищены