| Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
|
Другие материалы
|
Блоки внизу
Атрибут монументальной скульптуреВ стремлении скульпторов к неоднозначности смысла, открытой эмоциональности монументальной скульптуры ощущается живительное дыхание станковой пластики. Возможно, именно благодаря станковизму утвердилась в монументальной скульптуре, казалось бы, простая мысль о том, что демонстрация личностного, субъективного отношения художника отнюдь не грех, что трепетность лирики не будет в ущерб эпической монументальности. Но где кончается высокая лирика и начинается бытовизм? Границы жанра рушатся, но специфика жанра, тем не менее незыблема. Какие бы метаморфозы ни происходили с монументом, он всегда ориентирован на вечность; какой бы значительной ни была жанровая сценка, она всегда во времени, сиюминутна. Монумент идеален, жанр повседневен. Используя в памятнике атрибутику, скульптор должен возвысить жанр до монументальности другого пути у него нет, иначе вместо камерного памятника нам явится не маленькая статуя, а огромная статуэтка.
Итак, пространственность, став активным «действующим лицом» скульптурного образа, открыла дорогу к нему предметности, что обернулось множеством неожиданных для монументальной пластики последствий. Скромный, характер смысловых и пластических связей «человек - предмет» был также довольно устойчив, то сегодня функции атрибута могут быть самыми различными. Eго значение, определяющие в структуре памятника Лики атрибута столь разнообразны, что, ставя знак равенства между словами «атрибут» и «предмет», испытываешь некоторое смущение. Трудно разграничить эти термины без определенной натяжки, и все же в их полном смешении таится неточность. Использование атрибута в скульптуре освящено вековыми традициями, атрибут это дополнение, не более чем штрих предмет в скульптуре, явление особое, в чем-то новое: предмет активен, роль аккомпаниатора для него недостаточна. В памятниках Комитасу, Сарьяну, Авиценне, Островскому атрибут можно определить как значимую деталь, что, в общем, соответствует традиционному пониманию. Принципиально иное решение дано в памятниках Туманяну, Пиросмани, Мицкевичу, Лескову, Пшавеле, Навои, Пушкину в Твери. Предмет выступает здесь как семантический ключ к образу, как системообразующий элемент. Вычленить предмет из структуры этих памятников, значит не только обеднить авторское решение, но исказить весь замысел, подчас даже разрушить структуру. Ну, а как быть с памятниками Ползунову или Учителю, в которых традиция переплетается с чертами новизны? Между традиционной атрибутикой и современной предметностью множество переходных явлений, и, возможно, внутренняя эволюция предметности в скульптуре и состоит в движении от атрибута к предмету. |
Свежее Третьяковская Галерея покажет посетителям кусочек солнечной Италии Графика Кирилла Мамонова Симпозиум скульптуры на открытом воздухе Франция: Пародии на вещи Германия: Музеи и деньги Календарь
Реклама
Признанное качество обслуживания пилинг лица скидки постоянным клиентам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||