Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы



Смипфо

Рядом с асами


Начну с того, что идея создать школу летчиков-испытателей в СССР принадлежит Герою Советского Союза Михаилу Михайловичу. Школа выпускает профессионалов для авиационных заводов и «фирм» СССР. Первые годы школу опекал опытный военный летчик, генерал-майор Михаил Васильевич Котельников. " Через горнило школы прошли Герои Советского Союза А. Щербаков, В. Нефедов, В. Васин, В. Ильюшин, В. Мухин, Э. Кузнецов, О. Гудков. Э. Елян, Г. Мосолов. А вот несколько наиболее выдающихся имен, так или иначе связанных со школой: Амет-Хан Султан, Юрий Гарнаев. Алексей Гринчик, Алексей Перелет…

Теперь о нынешних наставниках школы. Каждое утро они собираются в инструкторской. Все известно еще с вечера: кто, куда, с кем и на чем сегодня полетит, какая погода ждет экипажи в зоне и на маршрутах, какие аэродромы стоят в списке запасных.

В эти предполетные минуты летчики-инструкторы немногословны: даже вчерашний матч любимых футбольных команд они обсуждают без обычных эмоций. К вечеру, конечно, к ним вернется прежний житейский интерес. Сейчас все мысли этих людей отданы предстоящей работе в воздухе...

Все они когда-то сами учились в этом же заведении и после долголетней работы «на фирме» или в летно-испытательском институте произведены в наставники: в школе инструктор летает чаще, чем его коллеги из «фирмы». Наставники одними из первых осваивают самолеты нового типа. Они работают бок о бок с ведущими испытателями авиационных конструкторских бюро, с теоретиками нашей авиации. Инструкторы часто наведываются в ЦАГИ, где авиационная информация идет к ним из первых рук. Кроме своего основного занятия, инструкторы иногда ведут исследования в воздухе, и подчас довольно «сложные».

Летчик-испытатель первого класса полковник Михаил Михайлович Котельников, сын .первого начальника школы, «вырос в самолете». Однажды штурман школы Валерий Федорович Токаев и Котельников перегоняли учебно-тренировочный истребитель. Над Кавказским хребтом у них отказали все приборы, пропала связь. К тому же иней покрыл фонарь кабины, и они окончательно «ослепли». Токаев счищал транспортиром снежный налет, глядел в щелочку и сообщал Котельникову, что под ними и куда нужно лететь. «На ощупь» они вышли к аэродрому, но тут выяснилось, что шасси обычным способом выпустить невозможно, пришлось пользоваться аварийной системой. Сели с пустыми баками...

Виктор Иванович Кирсанов - испытатель первого класса и ярый сторонник дирижаблестроения. В летно-испытательском институте ему поручили как-то проверить радиоуправление летающей мишени. Кирсанов сидел в кабине реактивного самолета и, буквально сложив руки, наблюдал, как приборы и машина выполняют команды земли (при необходимости летчик мог взять на себя управление). На большой высоте автоматика работала отлично, а у земли самолет вдруг резко «клюнул». Кирсанов «вытащил машину», когда была уже видна каждая травинка...

Леонид Денисович Рыбиков - летчик-испытатель первого класса, выпускник школы. Его приглашали в отряд космонавтов. Рыбиков отказался.

Полковник Лев Васильевич Фоменко. Сорок два года. Начальник школы летчиков-испытателей. Школа «досталась» ему не случайно: он окончил ее в 1957 году, был инструктором. затем заместителем начальника по летной работе. За двенадцать лет (сидя по ночам) полковник получил дипломы МАИ и юридического факультета.

Вчера, когда они были вместе, я решил «копнуть» их поглубже. Вот только не знал, о чем спросить для «затравки»? И спросил это:

- Неожиданность - главный враг летчика-испытателя; так, по крайней мере, утверждают многие ваши коллеги...

- Как, по-вашему, в чем суть неожиданности? - парирует Л. Фоменко и тут же, не дожидаясь ответа, начинает говорить сам. - В схему внимания включается новый фактор, а это тотчас же увеличивает дефицит времени.

Галерея
Реклама
Творчество СССР. Все права защищены