Наше пфо
Скульптура СССР
Смипфо
Народное творчество
Великое наследие
Другие материалы
  • Домен tc
  • Торгово-развлекательный центр. Справочная информация.
  • 101domain.ru



Блоки внизу

Парадоксы станковой пластики


Скульпторы 70-х годов отказались от броских сюжетов, которые сами по себе могли бы «сработать» на эффект. Содержательность образа они видели в выразительности самой пластики. И потому столь ответственной становилась работа над структурой каждой вещи. Материальные объемы выявляются как единый монолит, состоящий из множества силуэтов, последовательно воспринимаемых по мере кругового обхода скульптуры. Благодаря точной компоновке и плотной лепке жанровые мотивы обретают ощутимую весомость. При этом индивидуальная характеристика персонажей (если это портрет) не страдает. Наоборот, они воспроизводятся предельно достоверно, отчего на образ ложится печать особой конкретности.

Подобным стремлением отмечены многие произведения, созданные в 70-е годы. Достаточно красноречива, например, композиция Д.Митлянского «Люди», включающая изображения духовно близких художнику людей. Здесь каждый персонаж характер. Но каждая фигура имеет отдельный постамент, свое жизненное пространство. Это возвеличивает и в то же время объединяет изображенных общим понятием «люди», а образу в целом придает публицистическое начало. И снова подчеркнем: такая концепция пластики не имеет ничего общего с тем эмпирическим «станковизмом», который получил широкое распространение в 30 - 50-х годах.

Итак, главная особенность современной станковой скульптуры заключается в том, что пластический образ строится на сложнейшем балансе между конкретностью (персонажа, факта, события) и символическим обобщением. Но если в станковой живописи образ можно определить как «окно в мир», каким воспринимается картина, или как «весь мир, заключенный в картину» (обе системы вполне сопоставимы), то в скульптуре он выглядит иначе. Соотношение конкретного и символического усложняется здесь благодаря самой природе скульптуры как вида искусства, где произведение уже вещь, предмет в пространстве, и любое обобщение в нем выражается в конкретной предметной форме. Потому-то столкновение реального и условного воспринимается в скульптуре особенно остро. И наиболее остро в портрете самом станковом из всех жанров.

Основной пафос современных исканий в области портрета можно определить как стремление уйти от пресловутой «типизации», понимаемой как внешнее единоподобие. Оно обусловлено сложностью современного восприятия. Интересны с этой точки зрения портреты, созданные И. Савранской, «Игорь Ильинский в роли Расплюева» (1978, бронза), «Искусствовед М. Лазарев» (1979, дерево), «Нелли Климова» (1980, дерево). Они подчеркнуто натурой, но в контексте с окружающей средой обретают характер эпической всеобщности. Особенно показателен в этом плане «Портрет академика П. Кочеткова» (1980, дерево), в котором сопоставление конкретного и символического обретает выразительное пластическое обобщение. Своеобразие его в нетрадиционном для скульптуры изобразительном элементе раме, в которую вкомпонован собственно портрет. В живописном произведении рама усиливает иллюзию пространства. Здесь же она отграничивает (что для скульптуры чрезвычайно важно) реальную среду, создает вполне конкретный интерьер. При таком решении пространства возникает известная деформация, подчеркивающая пластическую характерность во внешнем облике персонажа и усиливающая психологическую выразительность портрета. По-своему утверждают новую концепцию образа Т. Соколова («Портрет Анны Степановны», 1978, дерево), А. Пологова («Начальник отдела Метростроя

Свежее

Третьяковская Галерея покажет посетителям кусочек солнечной Италии

Графика Кирилла Мамонова

Симпозиум скульптуры на открытом воздухе

Франция: Пародии на вещи

Германия: Музеи и деньги

Календарь
январь, 2012
пн вт ср чт пт сб вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Реклама
Спорт Девайс - купить палатку туристическую
Творчество СССР. Все права защищены