| Наше пфо | Скульптура СССР | Смипфо | Народное творчество | Великое наследие |
|
Другие материалы
|
Блоки внизу
Живопись человек среда
За последние годы в архитектурной среде, особенно в общественных интерьерах, появилось немало полотен станковой живописи, а также одна другая мозаика, роспись. Различные организации и учреждения по старинке покупают чаще всего произведения декоративного искусства. Нет сомнений в том, что живопись не примирится с этими крайностями, а, вкусив плоды (сладкие или горькие - еще трудно сказать) своей причастности к общественному и индивидуальному окружению человека, будет и далее к ним стремиться. Такая перспектива обусловлена не только опытом всей истории искусства, но и конкретным фактором нашей жизни - интенсивно растущим эстетическим вкусом людей. За последние пять лет число посетителей Республиканского художественного музея и выставок увеличилось более чем вдвое. В то же самое время число экскурсий почти не выросло. Вывод: люди идут на выставки и в музеи уже не только в результате организационных мероприятий, но прежде всего - в силу внутренней потребности. Складывается особая общественная категория воспринимающих живопись людей, периодически посещающих ее выставки, интересующихся ее судьбой, связанных с нею эстетическими узами. И, надо полагать, эти люди не смогут обойтись у себя дома без картин, точно так же, как «литературная» и «музыкальная» часть общества - без книг и музыкальных записей. Таковы новые сдвиги в области конкуренции произведений живописи с изделиями декоративного искусства за свое место в нашей среде. Что приобрело от этого, включая также и другие еще более мощные факторы формирования современной среды, декоративное искусство, мы увидим позже. Но уже сейчас укажем, что дело идет об устремлении к своего рода станковизму. А живопись? Для «маломощной» литовской монументальной живописи исконным результатом конфронтации с декоративным искусством стало, наоборот, ощущение необходимости полноценного жанрового бытия, чувство живой взаимоувязки «пространство - сюжет». (Свойственная многим претендующим на художественный синтез современным зданиям романтическая и даже театрализованная форма может быть также рассмотрена как своеобразный импульс к углубленной разработке идейно- образных задач с помощью монументальной живописи.) Поэтому в этих напряженных «боевых» условиях монументалисты Литвы создали свои лучшие произведения - Уже упомянутые нами фрески в детском санатории «Пушеле» в Валкининкай (Я. Жилите, А. Степонавичюс), а также фрески в Рокншской средней школе (В. Тарабилдене), в общественных зданиях Мичуринского лесхоза Юрбарского района (В. Шатас), роспись в Каунасском старинном ресторане «Охотничный двор» (В. Валюс) и несколько сграффито в домах культуры, во дворцах бракосочетания. Они являются тем художественным фактом, который делает возможным и действенным разговор о нашей монументальной живописи как о существенном взаимодействующем слагаемом единой эстетической среды. Современные фрески Литвы способны заставлять зрителя путем цельного, чаще всего пересказывающего, сюжета войти всецело в лирический мир художественных образов. Например, на человека, идущего вдоль стены коридора валькининкайского санатория, сильнее всего воздействует книгообразная протяженность во времени и пространстве сказочного сюжета, обогащенного своеобразным рефреном современности. Некоторая литературность пересказа не мешает образному восприятию росписи, ибо авторы средствами живописи соединяют воедино мир фантастических легенд с миром действительным. |
Свежее Третьяковская Галерея покажет посетителям кусочек солнечной Италии Графика Кирилла Мамонова Симпозиум скульптуры на открытом воздухе Франция: Пародии на вещи Германия: Музеи и деньги Календарь
Реклама
сборные грузы из германии
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||